Лучший педагог года

Консультация для родителей «А разве нам нужно к логопеду?»

Ирина Лупашку
Консультация для родителей «А разве нам нужно к логопеду?»

Долгие годы учителя - логопеды ежегодно обследовали детей массовых садов. Затем знакомили с результатом обследования родителей. Одним рекомендовали контроль над звукопроизношением детей, другим - перевод ребёнка в специализированный детский сад, для занятий с учителем - логопедом. Совсем недавно от этой практики отказались. Теперь родители сами вправе решать, нужны ли их детишкам логопедические занятия. И оказалось, что родители не замечают нарушения речи, неразвитый артикуляционный аппарат и фонематический слух у своих детей. Если родственники, знакомые или даже совсем незнакомые люди обращают внимание молодых родителей на искаженную речь детей, то в ответ слышат удивленное: «А разве нам нужно к логопеду»? Самые внимательные родители побегут на консультацию к логопеду, но есть и такие, которые пропустят совет, решив, что ребёнок просто мал. Родителям дошкольников поможет знание этапов развития речи.

Публикация «Консультация для родителей „А разве нам нужно к логопеду?“» размещена в разделах

Речь является одним из наиболее важных элементов психического развития человека. Успешность усвоения речевых умений ребёнком зависит во многом от окружения, особенностей воспитания в семье, психических особенностей самого ребёнка и т. д. Формирование речевых навыков - сложный процесс, он проходит у каждого ребёнка по-своему. Последствия нарушений речи могут быть серьезными.

Если развитие речи идёт с опозданием, то:

- у ребёнка замедляется формирование познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения и т. д.);

- развиваются черты характера, осложняющие общение с окружающими (замкнутость, агрессивность, низкая самооценка и т. д.);

- в дальнейшем появляются трудности с обучением в школе, ограничения в выборе профессии.

Знание родителями закономерностей речевого развития необходимо для своевременной диагностики отклонений и своевременного обращения к специалистам за помощью.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, немаловажны определенные условия. Детям необходимо:

- иметь нормальные умственные способности;

- иметь нормальный слух и зрение;

- быть психически и соматически здоровым;

- обладать достаточной психической активностью;

- обладать потребностью в речевом общении;

- иметь полноценное речевое окружение.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи различных частей речи, видов предложений. А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей.

Основные этапы развития речи

1. Подготовительный этап:

Крик - первая голосовая реакция и тренировка голоса новорожденного. Этим сигналом малыш передает все свои ощущения маме. Крик и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно заметить, что ребёнок начинает реагировать на голос (прислушивается, когда к нему обращаются).

К концу первого месяца жизни малыш может успокоиться, когда слышит мелодичную колыбельную, начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию (если речь ласковая - оживляется, если резкая - плачет).

Гуление (около 2 месяца) и лепет (в начале 3 месяца) - это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: агу, бу-у и т. п. В этот период очень важно общаться с малышом «на его языке», повторять сказанное им. Лепет - это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5-го месяца ребёнок обращает внимание на артикуляционные движения губ у окружающих и пытается им подражать. Многократное повторение какого-то движения ведёт к закреплению двигательного навыка.

С шести месяцев ребёнок путём подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). Ребёнок в этот период перенимает тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). В это время он ещё реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Всё это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7 - 9 месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым более разнообразные сочетания звуков.

С 10 - 11 месяцев у малыша появляется реакция на слова (независимо от ситуации и интонации говорящего). В это время особо важны условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). Как показывает практика, молодые мамы в первый год жизни ребёнка ведут дневники, читают специальную литературу, сравнивают знания и умения своих детей с развитием их сверстников. И если сравнение не вызывает тревоги, то некоторые родители успокаиваются, слегка ослабевают контроль речевого развития. А тем временем развитие речи на этом этапе только началось.

К концу первого года жизни появляются первые слова (словарный запас составляет 10 - 15 простых слов).

2. Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов и заканчивается в трёхлетнем возрасте. Это этап становления активной речи. В это время у ребёнка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он охотно повторяет слова, но ещё путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые детские слова универсальны, носят обобщённо-смысловой характер. Одно и то же слово или звукосочетание может обозначать предмет, действие, чувства. Часто только родители в каждой конкретной ситуации понимают, о чём идёт речь. Такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребёнок сопровождает жестами, мимикой. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

К 1 году 6 месяцам дети учатся произносить слова в полной форме. Быстрыми темпами накапливается словарный запас.

К концу 2-го года словарный запас составляет 300 слов. Появляется первая простая фраза. Дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. Родители много играют с малышом. Складывают с ребёнком пирамидки, матрёшки, кубики, сортер и т. д. Очень важно в это время родителям, понимающим с полу жеста своих малышей, не допустить возможности перейти ребёнку от речи и жестов к одним жестам. Дети быстро усваивают, всего можно добиться от родителей не утруждая себя повтором новых слов и фраз, достаточно махнуть рукой или указать пальцем. Заботливые родители не только играют, они озвучивают все свои действия, действия детей, задают вопросы, переспрашивают для чёткого проговаривания слов детьми.

К 3 годам словарный запас составляет около 1000 слов.

Значения слов становятся все более определенными. В этот период важно озвучивать ребёнку все названия предметов, к которым тянется малыш. У него начинает формироваться грамматический строй речи, свои просьбы часто выражает одним словом. Затем примитивными фразами без согласования, далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. На этом этапе родители поправляют речь ребёнка.

3. Дошкольный этап речевого развития длится с трёх до семи лет.

Объём активного (ребёнок им пользуется) и пассивного словаря (ещё не пользуется, но уже понимает) значительно увеличивается.

У большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Например, дефекты произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков [р], [л], реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации. Развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях, т. е. формируется фонематическое восприятие. Быстро увеличивается словарный запас.

По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

К 4 годам жизни дети пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте - простое распространенное предложение.

К 4 - 6 годам активный словарь достигает 3000 - 4000 слов. Значения слов уточняются и во многом обогащаются, но часто дети еще неверно понимают или используют слова по аналогии с назначением (лопатка – «копатка»). Это явление свидетельствует о «чувстве языка», у ребёнка растёт опыт речевого общения, появляется способность к словотворчеству. Развивается грамматический строй речи, связная речь. Усложняется структура предложений. Речевое мастерство этого периода описано Корнеем Ивановичем Чуковским «От двух до пяти».

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Во время бесед ответы детей напоминают короткий рассказ. Без дополнительных вопросов дети составляют пересказ сказки или рассказа из 40 - 50 предложений, это свидетельствует об овладении трудным видом речи - монологической речью. Улучшается фонематическое восприятие (дифференцирует гласные и согласные, мягкие и твёрдые согласные, шипящие и свистящие, сонорные звуки).

К 7 годам в норме ребёнок дифференцирует все звуки родного языка, у него сформировано фонематическое восприятие. Формируется правильное звукопроизношение (ребёнок говорит чисто).

Контекстная речь (лишенная наглядной опоры) появляется сначала при пересказе ребёнком сказок и рассказов, а затем при описании событий из его личного опыта, собственных переживаний, впечатлений.

4. Школьный этап (от 7 до 17 лет).

Особенность развития речи у детей на данном этапе - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний, овладевают письменной речью.

Все этапы не имеют чётких границ, они переходят от одного к другому плавно. Молодым родителям знание онтогенеза и рекомендации логопеда помогут избежать серьёзных нарушений речи своих детей.

Литература:

1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Психология личности. Тексты под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Издательство МГУ, 1982. - с. 287.

3. Чуковский К. И. От двух до пяти. М. : Детская литература, 1963. - 382 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нужно с пальцами дружить, если умным хочешь быть» «НУЖНО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ, ЕСЛИ УМНЫМ ХОЧЕШЬ БЫТЬ» Здоровый и развитый малыш – это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец,.

Консультация для родителей «Не пора ли моему ребёнку к логопеду?» Консультация для родителей «Не пора ли моему ребёнку к логопеду». Этот вопрос беспокоит большинство родителей дошкольников. Ведь речевые.

Консультация для родителей «Что нужно знать про аппликацию» Уважаемые родители! Совместное творчество очень важно для Вашего ребенка. А, если оно увлекательное, яркое, развивающее мелкую моторику,.

Консультация для родителей «Нужно ли отмечать День матери»Консультация для родителей «Нужно ли отмечать День матери» Мама – первое слово ты в жизни сказал человек! Мама – и нет другого, слова роднее навек. Мама, а кто еще больше тебя приласкает, поймет.

Консультация для родителей «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм» Цель: 1. Привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников 2. Формировать обобщенное представление родителей.

Консультация для родителей «Нужно ли знакомить дошкольников с космосом?» Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение. Развивать.

Консультация для родителей «Чему нужно успеть научить малыша к 5 годам» Ориентир для родителей: Чему нужно успеть научить малыша к 5 годам Окружающий мир К пяти годам ребёнок должен: Знать своё имя и фамилию,.

Консультация для родителей «Почему нужно посещать детский сад без пропусков» Детсад – это незаменимая ступень в развитии малыша, которая повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Ребенку нужно посещать детский сад, и.

Консультация для родителей «Толерантность-качество, которое нужно прививать с детства» Воспитание в дошкольниках такого качества, как толерантность является задачей для педагогов и родителей, ведь мы живем в многонациональном.

Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук» Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «А разве нам нужно к логопеду?»
Опубликовано: 1 декабря 2018 в 01:36
+180Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД