Наталья Алаева
Консультация для родителей «Что такое воспитание?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое воспитание?
Воспитание-передача ребёнку представления о системе ценностей и их приоритетах ради того, чтобы он нашёл пути идентификации своей личности. В процессе воспитания ребёнком руководят не для того, чтобы вылепить из него человека, который рисуется родительскому воображению; не составляют плана, в итоге выполнения которого получится личность с запрограммированными свойствами. Забота родителей в том, чтобы ребёнок нашёл себя в жизни, не оказался дезориентированным и потерянным, а также в том, чтобы ободрить и поддержать ребёнка в процессе развития его личности. Принимать собственных детей такими, какие они есть,- значит помочь сформироваться здравой самооценке. Чем больше стараются родители понять причины поведения своих детей, тем скорее они увидят желательную реакцию. Воспитательные приёмы не всегда дают положительный результат. У детей своё восприятие реальности, отличное от взрослого, поэтому конфликты неизбежны.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое воспитание?“» размещена в разделах
Если родители ежедневно и по многу часов проводят за дискуссиями с детьми, твердя как плохо не убирать свою комнату, как плохо ссориться с братом или сестрой и т. п., то они в пустую тратят энергию, которая очень понадобится им в других ситуациях. Запасы психической энергии не безграничны, и что потрачено на бессмысленные разговоры, не вернётся для игр и весёлого общения с детьми. Повторяясь изо дня в день, пререкания создают в семье атмосферу дискомфорта и приводят к тому, что дети вообще перестают слушать, потому что убеждаются- родителям не угодишь. Возможно пригодится такой совет : заняться одним, на данный момент самым важным конфликтом, не решая все проблемы одновременно.
Между воспитанием, которое предусматривает в особых случаях строгость и наказание в качестве воспитательных мер, и наказанием как единственным принципом существует большая разница. Совершенно естественно, что родители устанавливают определённые правила и нормы поведения и настаивают на их выполнении. Но иногда родители занимают последовательную позицию, а бывает, что они ставят ограничения, подкрепляя их систематическими наказаниями. Это два разных типа воспитания. Наказания с использованием силы или лишения родительской любви ранят ребёнка, а душевные раны зачастую глубже телесных. Дети в этих случаях усваивают запрещения только из страха наказания. Наказания такого рода непригодны в качестве воспитательного приёма и даже могут стать контрпродуктивными. Унижение вызывает у ребёнка чувство бессилия.
Одним наказанием не добиться, чтобы ребёнок понял смысл того, что от него требуется; наказания только отдаляют его от родителей и осложняют отношения в семье. Если родители во время конфликта ведут себя так же несдержанно, как дети, последние просто теряются. Правильнее будет сохранять спокойствие и поискать разумного решения.
В момент раздражения объективный взгляд на вещи легко теряется, и тогда произносят слова, о которых потом сожалеют. Происходит это от бессилия перед ситуацией, кажущейся неразрешимой, если не смотреть на неё с дистанции. Дети слышат иногда такие фразы, которые ранят их и глубоко западают в память. Поэтому необходимо думать, какое впечатление произведут упрёки.
Нередко родители склонны винить себя, когда дети «функционируют» не так, как положено. Они полагают, что не справляются с воспитанием, не доросли до стоящей перед ними задачи и даже готовы передать воспитание своих детей другим людям, если это возможно. Но они не должны забывать, что детям нужнее всего своя семья, а семейное воспитание не может заменить никакая школа в мире. Родителям нужно понять, что есть границы их возможностей и способностей, и позволить себе иногда делать ошибки.