Татьяна Первакова
Статья для родителей: «Три года! Это много или мало?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш ребенок подрос, ему уже исполнилось 3 года, но нам все равно кажется, что он еще маленький. Потребность в родительской любви остается не только самая сильная, но и самая длительная. Проходят увлечения, меняются привязанности, но любовь к родителям и потребность в ответной любви остаются до конца дней. В системе взаимоотношений ребенка и взрослых идет становление его личности. Ребенок 3 лет отличаются любознательностью, что отражается в его бесконечных вопросах «почему?», «зачем?». У ребенка развивается стремление упражнять себя в действиях, поступках, в которых он пытается показать свою самостоятельность.
Публикация «Статья для родителей: „Три года! Это много или мало?“» размещена в разделах
Ум его уже обогащен понятиями и сведениями, приобретенными в разнообразной деятельности. Ребенок 3 лет осваивает элементы обучения: мы обучаем ребенка приемам лепки, рисования, аппликации, развиваем математические способности, знакомим с явлениями окружающего мира и экологией, прививаем любовь к семье, к родному городу и краю. Дети с удовольствием посещают музыкальные и физкультурные занятия. С детьми разучиваются стихи, потешки, ведется работа по звуковой культуре речи. Все занятия для детей проводятся в игровой форме.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети должны усвоить правила, связанные с культурно-гигиеническими навыками, а именно: ребенок должен уметь тщательно пережевывать пищу, есть с закрытым ртом, аккуратно; правильно пользоваться столовыми приборами. У детей воспитываются навыки самообслуживания, т. е. ребенок сам или при незначительной помощи взрослых должен одеться, раздеться, сложить вещи на место, умыться с помощью мыла, вытереть насухо руки, расчесать волосы.
Но, конечно, главное в жизни ребенка это игра. Дети 3 лет учатся играть вместе. Пока они играют рядом. В методике дошкольного воспитания есть очень много игр. Это игры на развитие умственных способностей, на умение детей обобщать, сравнивать, собирать целое из частей, игры для физического развития (это подвижные, малоподвижные, хороводные игры); есть игры сюжетные, такие, как «Детский сад», «Семья», «Дорога», «Поезд» и др., в которых дети играют, перенося свои семейные впечатления и знания. Есть игры – драматизации по сказкам, игры настольно-печатного характера, дидактические игры, которые имеют целью - обучение ребенка.
Если взрослый не играет с ребенком, то игры у таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Играя с ребенком дома, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, можно ему подсказывать или направлять. Играйте с ним на равных. Играя следите за своей речью: ровный, спокойный, доброжелательный тон не «сюсюкающего», а понимающего партнера по игре. Играть целый день в одиночестве ребенок просто не может. Вы вдруг обнаруживаете, что ребенок берется, то за одно, то за другое дело, использует игрушки не по назначению и явно скучает.
Поэтому надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребенка к новым действиям и, в свою очередь, способствует более успешному умственному развитию.
Многие родители считают, что чем больше игрушек, тем лучше ребенок развивается. К примеру, папа дарит своему 3-летнему сыну сложный конструктор. Это игрушка хорошая, но для трехлетки не подходит. Ребенок несколько раз тщательно попытается соединить детали, а потом с досадой отбросит их в сторону. Причем свою неудачу и досаду он запомнит, и долго не будет играть ни с чем, что хоть отдельно напоминает ему этот конструктор.
Чем разнообразнее игрушки, тем лучше. Но это не означает их изобилие. Когда у ребенка много одинаковых игрушек, это ограничивает его интерес, опыт, а значит и развитие. Иногда можно наблюдать, что новым игрушкам ребенок предпочитает своего «затрепанного» до черноты котика. Приобретая звучащие игрушки, вы должны предполагать, что это будет громко и весело.
Иногда ребенка может порадовать и увлечь на целый день большая картонная коробка, в которую можно забраться и устроить там дом, корабль, машину, крепость и ракету. А если вы еще прорежете окна или иллюминаторы, дадите ее разрисовать, так это может быть самой любимой игрушкой вашего ребенка.
В младшем возрасте определяется характер и склонности ребенка, воспитываются его нравственно-волевые качества, культурные навыки. Ребенок, входя в детский сад, должен поздороваться с детьми и взрослыми. Первым таким примером должен стать взрослый. Ребенок склонен подражать взрослому, его поступкам и отношениям, заимствует у них оценку людей. Ребенка обучают правилам поведения, которые со временем усложняются. Малыш должен научиться договариваться, а не выхватывать игрушку и убегать с ней. В сюжетных играх ребенок берет на себя роль взрослого, воспроизводит различные ситуации из жизни взрослых и их поведения.
Конечно, не только в игре дети овладевают нормами поведения. За нарушение признанных норм ребенка порицают и даже наказывают. В дошкольном возрасте одобрение взрослых, особенно родителей, значит для детей очень много, и они стараются его заслужить. В результате чего у ребенка складывается знание этических норм, понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Одинаковых детей не бывает и поэтому к каждому ребенку надо подходить индивидуально, зная его особенности. Часто родители подходят к воспитанию ребенка авторитарно, считая свое воспитание непогрешимым и нетерпящим возражений. Вы часто настаиваете на своем, а ребенок упрямо стоит на своем, и в итоге, в большинстве случаев, за ним остается последнее слово. Вы требуете собрать все 50 игрушек разбросанных по полу, иначе вы их выбросите, но он точно знает, что вы их не выбросите. Вы требуете, чтобы он кушал хорошо, а сами хватаете ложку и начинаете его кормить, потому что вам надоело ждать, вы не даете ему возможности одеться (хотя он кричит вам «Я сам!», потому что вам некогда.
Не следует забывать, что дети очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вместо того, чтобы кричать «Быстро убери свой бардак, а то получишь», скажите ему: «Я сегодня так устала, сынок, помоги мне», и вы увидите реакцию ребенка. Сойдите с высот своего авторитета, и вы удивитесь реакции ребенка на то, что он - защитник мамы, помощник папы и друг брата. Ваши дети будут более доброжелательными, отзывчивыми, самостоятельными, волевыми, умеющими уважать себя и других.