Приложение МААМ

Консультация «Формирование образа семьи у дошкольников»

Любовь
Консультация «Формирование образа семьи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Формирование образа семьи является одной из важнейших задач дошкольного периода. Актуальность исследования обусловлена возросшей потребностью общества и государства в поиске новых методов

эффективного формирования семейных ценностей и образа семьи у детей. Правильная программа формирования образа семьи сегодня способна в будущем повысить жизнеспособность семей и укрепить институт семьи в нашей стране. Из этого вытекает проблема исследования: насколько эффективным будет использование программы формирования у старших

Публикация «Консультация „Формирование образа семьи у дошкольников“» размещена в разделах

дошкольников образа семьи посредством творчества в системе дошкольного образования? Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы занятий по лепке для формирования

у старших дошкольников образа семьи средствами арт-педагогики. Автор статьи приводит определения понятий «семья» и «образ семьи» на основе теоретического анализа и проведенного опроса, в теоретической части

работы описываются способы диагностики дошкольников на формирование образа семьи. Решением проблемы является освоение дошкольниками представлений о семье в процессе арт-терапевтических занятий. В статье приводятся результаты формирующего эксперимента со старшими дошкольниками на тему «Семья». Для диагностики образа семьи были выбраны следующие методы: «рисунок семьи», «кинетический рисунок семьи», опрос и беседа с детьми. В качестве формирующего арт-терапевтического метода для исследования использовалась лепка из пластилина и полимерной глины. Результаты формирующего эксперимента подтверждают гипотезу данной работы об эффективности проведения занятий по лепке для формирования образа семьи у дошкольников.

Ключевые слова: семья, образ семьи, семейные ценности, дошкольники, формирование, диагностика, арт-терапия, лепка.

Тенденции в современном и быстроменяющимся мире в области семьи за последние десятилетия, а также связанные с этим новые вызовы воспитания и обучения детей обусловили необходимость переосмысления вопроса о формировании образа семьи у подрастающего поколения и обозначили актуальность воспитания у них ценностного отношения к семье. Существенные изменения, произошедшие в восприятии образа семьи в мире, указывают на необходимость поиска эффективных методов развития полноценных и широких представлений у детей о семье, семейных ценностях, функциях и ролях в семье. В настоящей работе рассматривается метод арт-терапии, а именно лепки, для формирования образа семьи у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в последующем внедрении программы по лепке в существующую систему дошкольного образования и семейного воспитания. Укрепление института семьи и подготовка подрастающего поколения к будущей семейной жизни – одна из важнейших задач общества и государства. Правильная программма формирования образа семьи сегодня способна в будущем повысить жизнеспособность семей и укрепить институт семьи в нашей стране. Формирование образа семьи у детей лучше всего начинать с раннего детства – в самой семье, а далее – в дошкольном образовательном учреждении. Именно в дошкольный период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с окружающим его миром, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям. Убедительно

продемонстрировать ценность и важность семьи – одна из важнейших задач воспитания у детей в этот период. И. С. Кон писал о том, что семья – это первичный институт социализации ребенка, где он получает знания и представления о родственных отношениях, ролевом поведении, функциях семьи и ее членов [1]. Эта точка зрения – основа нашего исследования, ведь только в семье рождается понимание образа семьи, семейных традиций

и взаимоотношений, нравственно-эмоциональное отношение ребенка к будущей семейной жизни. Система ценностей, заложенная ребенку в детстве, во многом определяет весь ход его дальнейшего развития. Прежде всего следует дать определение понятиям «семья» и «образ семьи». Существует большое количество определений семьи, в которых выделяются различные ее характеристики и факторы образования семьи. Практически каждый исследователь в данной области раскрывает свое понятие семьи, однако в современной науке нет единого определения семьи, поэтому в данной работе рассмотрим несколько определений самых известных авторов. Большой энциклопедический словарь формулирует общее понятие семьи как малой

группы людей, «основанной на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью» [2, с. 108]. В словаре С. И. Ожегова это же понятие трактуется с обыденной точки зрения, семья понимается как группа живущих вместе родственников, объединенная общими интересами [3]. Л. Б. Шнейдер в своей книге «Основы семейной психологии» приводит следующее определение: «Семья – это сложное многоаспектное образование, которое рассматривается как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений» [4, с. 23]. Д. Я. Райгородский в своей книге «Психология семьи» дает следующее определение: «Семья – система отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на браке или кровном родстве и имеющая исторически определенную организацию» [5, с. 10]. По мнению Е. И. Артамоновой, семья является первичным социальным институтом, источником ценностей, установок и образа семьи для детей [6, с. 17]. На основе вышеуказанных определений, теоретического и семантического анализа можно выделить основные составляющие понятия «семья». Итак, семья – это социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, проживающая вместе, связанная общим бытом и интересами, ответственностью, взаимопомощью и являющаяся источником социальных установок. Семья влияет на процесс первичной социализации ребенка и на

формирование у него образа семьи. Рассмотрим также понятие «образ семьи» на примере определений известных научных деятелей в этой области. В научной литературе недостаточно исследовано определение «образ семьи» относительно детей дошкольного возраста, чаще всего образ семьи исследуется у детей старшего школьного возраста. Определение понятия «образ семьи» не имеет четкой научной характеристики и не отражает целостного понимания образа семьи. Так, Т. М. Мишина в своей работе «Психологические основы формирования семьи» определяет «образ семьи» как согласованную модель поведения всех членов семьи, что ведет к формированию адекватного образа «Мы». Образ «Мы» или «образ семьи» определяет семейные ценности и цели, стиль жизни, нормы и правила взаимодействия [7, с. 21–26]. Образ семьи в данном случае понимается как совокупность институциональных и групповых характеристик семьи, мотивы создания и сохранения семьи, исследования, как и ради чего живут люди совместно, их функции и взаимоотношения [8]. С точки зрения психологии «образ семьи» трактуется как целостное интегральное отражение действительности, в котором представлены основные перспективные категории семьи. Образ семьи в данной работе рассматривается как отражение в сознании ребенка знаний о своей семье и семьях в целом. Первичное формирование образа семьи у ребенка

происходит непосредственно в семье, где он получает знания о взаимоотношениях между членами семьи, функциях и ролях, семейных ценностях и традициях. Именно от образа семьи зависит во многом то, какими вырастут дети, так как семейное воспитание формирует личность ребенка с самого рождения. Вследствие этого изучение образа семьи и семейных ценностей является ключевой задачей в воспитании будущего поколения. Семейный уклад и ценности прямо или косвенно готовят ребенка к его будущей семейной жизни, ведь это формирует ожидания от своей будущей семьи. Именно поэтому важно дать детям в дошкольный период пример правильных семейных ценностей, взаимоотношений в семье и между поколениями. Однако воспитательная функция семьи в последнее время ослабла в связи с происходящими переменами в современном обществе. Происходит девальвация традиционных семейных ценностей и устоев, ослабляется воспитательная функция семьи и меняется образ семьи, транслируемый подрастающему поколению. Индустриализация, индивидуализация, ориентация на личностные успехи, развитие современных технологий, необходимость работать обоим родителям и другие тенденции в определенной мере лишили семью воспитательной функции. Дети стали воспитываться по большей части вне дома – в дошкольных образовательных учреждениях, и большое влияние на них стали оказывать педагоги и воспитатели, которые работают по установленным программам в детских садах и центрах развития. Однако в большинстве дошкольных образовательных программ нет специализированных занятий по семьеведе-

нию для малышей, а в календарно-тематических планах уделяется небольшое внимание данной теме и не для всех возрастных категорий. В связи с вышеперечисленными тенденциями образ семьи, формирующийся у современных дошкольников, является нецелостным. Это связано с ослаблением воспитательной функции семьи и узкой направленностью программ дошкольных образовательных учреждений, неактуальностью информации и недостаточностью внимания, уделяемого развитию семейных ценностей и формированию образа семьи у детей. Организация совместной работы семьи и детского сада может повлиять на становление положительного

и целостного образа семьи у дошкольников. Для формирования образа семьи у дошкольников важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Основной особенностью детей дошкольного возраста является неустойчивость внимания и кратковременность их интересов. Именно поэтому в проекте по формированию «образа семьи» занятия с дошкольниками проводятся в игровой форме, чтобы задать эмоциональный тон занятию и тем самым поддержать у детей интерес к заданной теме.

Освоение дошкольниками представлений о семье более эффективно в процессе арт-терапевтических занятий. Основой данного исследования также является мнение Е. В. Тарановой о том, что «арт-педагогика оказывает комплексное воспитательное воздействие на формирование познавательного, эмоционального и деятельностного компонентов нравственного развития дошкольников» [9, с. 10]. Именно поэтому в настоящем исследовании

предлагается использовать лепку в качестве арт-терапевтического компонента для развития у дошкольников представлений о семье и семейных ценностях в сочетании с актуальной теоретической информацией. Данный проект включает в себя методы диагностики и методы формирования. Рассмотрим для начала методы диагностики сформированного образа семьи у старших

дошкольников. В качестве диагностики сформированного образа семьи у дошкольников предлагаются следующие:

• тестирования письменные и устные;

• опросы и беседы;

• рисуночные тестирования;

• сказкотерапия;

• песочная терапия;

• лепка;

• игровая терапия;

• работа с карточками и дидактическими материалами.

Так как дети дошкольного возраста имеют свои особенности, не все методы применимы к каждой возрастной категории. Методы сказкотерапии, песочной терапии, лепки и игровой терапии можно использовать с детьми, начиная с самого младшего возраста. Тогда как опросы, тестирования, беседы, работа с карточками и рисуночные тесты целесообразно проводить с детьми, начиная со среднего или даже старшего дошкольного возраста, когда многие психические процессы у детей уже сформированы и они готовы к выполнению заданий. Наиболее благоприятный возраст для проведения диагностики

и формирования образа семьи – старший дошкольный возраст. Автором работы был проведен формирующий эксперимент с детьми на тему «Семья», который длился 14 недель с января по апрель 2017 г. на базе частного и государственного детских садов в Московской области. Всего в исследовании участвовало 36 детей (19 мальчиков и 17 девочек) в возрасте от 5 до 7 лет. Эксперимент включал в себя следующие этапы: первичная диагностика образа семьи у дошкольников, составление и проведение программы по лепке для формирования образа семьи, повторная диагностика детей и расшифровка результатов диагностики. Формирующий эксперимент проводился с детьми старшего дошкольного возраста, поэтому для диагностики образа семьи у детей были выбраны следующие методы: «рисунок семьи», «кинетический рисунок семьи», опрос и беседа с детьми. Как считает С. А. Болдырева, с помощью рисуночной техники можно гораздо больше узнать о душевном состоянии ребенка, о его мыслях и чувствах, чем по анализу письма или речи [10, с. 7]. Основатель теста «Кинетический рисунок семьи» Роберт Бернс убежден, что «некинетические» инструкции к рисованию приводят к статичным рисункам, в то же время использование деятельных (кинетических) инструкций позволяет получить от ребенка более полный материал, который можно анализировать для понимания атмосферы и ощущения ребенка в семье [11, с. 11]. Именно поэтому для диагностики образа семьи у детей была выбрана методика кинетического рисунка семьи. Для последующей расшифровки рисунков семей были составлены параметры, по которым оценивался рисунок семьи и степень выраженности в нем данных критериев:

• сплоченность семьи;

• комфорт и уверенность ребенка в семье;

• благополучие в семье;

• стабильность семьи;

• отсутствие тревожности и проблем;

• главенство;

• кто важней всего для ребенка.

Существует большое количество методов формирования образа семьи у детей в дошкольных образовательных учреждениях, наиболее популярны следующие методы: презентации и просмотр видеороликов о семье, беседы с детьми, игры, чтение, сказкотерапия, совместные мероприятия с родителями, творческая деятельность и проекты на тему «Семья». Данные методы воспитания у детей представлений о семье позволяют подвести их к первоначальному пониманию значимости и роли семьи, системы взаимоотношений в ней. Многообразие форм работы дошкольных образовательных учреждений по формированию образа семьи у дошкольников позволяет выбрать наиболее подходящие методы в зависимости от направленности учреждения и особенностей детей и их родителей.

Для формирования образа семьи при работе со старшими дошкольниками автором работы в качестве метода формирования образа семьи была выбрана арт-терапия, в частности – лепка, сопровождающаяся беседами с детьми. Рассмотрим подробнее лепку как метод формирования образа семьи у старших дошкольников. Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние ребенка, они помогают детям невербально выразить свои эмоции, объяснить в творчестве свое внутреннее состояние, справиться со страхами и тревогами. Этот вид изобразительной деятельности включает в себя изображение предметов окружающей действительности, в частности дома и членов семьи, а также себя, с помощью глины или пластилина. Произведения, которые создает ребенок, помогут педагогам и психологам разобраться в состоянии его семьи, определить семейные ценности, оценить наличие проблем и скорректировать образ семьи. Проект по формированию образа семьи состоит из информационного и творческого блока, данные блоки применяются на занятиях совместно. Проект по лепке на формирование образа семьи у старших дошкольников состоит из комплекса заданий по лепке с двумя

видами материала: пластилин или полимерная глина. Беседуя с детьми по поводу их семей, рассматривая семейные фотографии, можно предложить детям слепить каждого члена семьи. Очень важно отметить, кого в первую очередь захочет лепить ребенок. Поставьте перед ребенком все цвета и консультируйте его только по технике лепки, обучая, как можно слепить тот или иной элемент. Позвольте ребенку самому выбирать способ лепки, одежду,

форму, а главное – цвет. Параллельно можно задавать ребенку вопросы по поводу данного члена семьи и чувств, которые ребенок к нему испытывает. Также в процессе лепки легко усваивается новая информация, поэтому теоретическую часть следует проводить вместе с практической – лепкой. Так, на каждом занятии можно слепить по одному члену семьи, рассказать детям о том, какую роль играет папа, мама, бабушки, дедушки и дети в семье.

Фигурки, слепленные из полимерной глины ребенком, можно использовать для занятий песочной терапией. Ребенку особенно интересно будет играть с фигурками, которые он слепил сам. Совмещение лепки и песочной терапии – это новый способ простого взаимодействия детей и педагогов или психологов, при котором снимается напряжение и ребенок может проигрывать волнующую его ситуацию в игровой форме. Таким образом, это способ решения и внутренних проблем в семье, корректировки взаимоотношений, а также формирования представлений о правильном образе семьи. Всего в эксперименте поучаствовало 36 детей в возрасте от 5 до 7 лет, которые были

разбиты на 3 группы по 12 человек в каждой: выборная группа – проводились занятия по лепке на тему «Семья»; контрольная группа № 1 – проводились занятия по творчеству и лепке на отвлеченные темы; контрольная группа № 2 – не проводилось занятий. На первичном и вторичном этапе диагностики с детьми проводился опрос и рисуночное тестирование методами «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи». Наилучшие результаты наблюдаются в выборной группе как по опросу, так и по интерпретации рисунков. Так, 100% детей смогли ответить на вопрос о понятии семьи, а также о ее роли. У 75% детей улучшились показатели сплоченности семьи, комфорта и уверенности ребенка в семье, благополучия, стабильности и отсутствия тревожности по результатам проведенного проекта на формирование образа семьи. Результаты формирующего эксперимента подтверждают гипотезу данной

работы об эффективности проведения занятий по лепке на тему «Семья» в совокупности с педагогическим методом бесед. Результаты контрольных групп № 1 и № 2 говорят о более слабых знаниях по теме семьи по сравнению с выборной группой. Заметен также эффект формирующего эксперимента на улучшение ситуации в семье и чувств ребенка в семье. В заключение следует отметить, что укрепление семейных ценностей и семьи как института – одна из самых важных задач современности, которая в определенной степени предопределяет будущее развитие нашей страны. Иными словами, образ семьи предопределяет демографическую ситуацию у будущего поколения. Именно поэтому вопрос формирования образа семьи у детей является таким актуальным в настоящее время. Проведенное в данной работе исследование дает основания для дальнейшего изучения формирования семейных ценностей и представлений о семье у дошкольников. Подготовка

дошкольников к будущей семейной жизни возможна в условиях дошкольной образовательной организации с помощью приведенной в данной работе программе по формированию образа семьи посредством лепки. Описанные автором методики могут также стать частью содержания воспитательной работы в качестве дополнительного материала при

работе детских студий и кружков.

Список литературы

1. Кон И. С. Социологическая психология. Воронеж: МОДЭК, 1999. 560 с.

2. Гаранина Е. Ю., Коноплева Н. А., Карабанова С. Ф. Семьеведение : учеб. пособие. М. : Флинта: МПСИ, 2009. 384 с.

3. Мищенко В. А. Образ российской семьи в средствах массовой информации // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та, 2013. № 6 (16). С. 77–82.

4. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 928 с.

5. Райгородский Д. Я. Психология семьи : учеб. пособие для фак. психологии, социологии, экономики, журналистики. Самара: БАХРАХ-М, 2007. 752 с. (Сер. «Психология семейных отношений»).

6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования :

учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Е. И. Артемонова,

Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова [и др. ]; под ред. Е. Г Силяевой. М. : Академия,

2002. 192 с.

7. Мишина Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» // Психология и психопрофилактика: cб. науч. тр. / под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-Шанской. Л., 1983. С. 21–26.

8. Большой энциклопедический словарь. URL : https://bigslovar.ru/ (дата обращения : 23.10.2019).

9. Таранова Е. В. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами арт-педагогики: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2003.

10. Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М. : Медицина, 1974. 160 с.

11. Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи : введение в понимание детей через кинетические рисунки / пер. с англ. М. : Смысл, 2000. 146 с.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Дидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группахДидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группах Дидактическая игра "Чтобы зубы были здоровыми и красивыми"Задача: Рассказать детям, что полезно, а что вредно для зубов. Оборудование:.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизниФормирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Формирование образа семьи у дошкольников»
Опубликовано: 5 ноября 2021 в 23:34
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование образа семьи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь (УИ 2113101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД