Марина Корнюшенко
Статья «Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
undefined : |
Актуальна ли тема : «Экономическое воспитание дошкольников»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических отношений в России. Все говорят о рыночной экономике, о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Поэтому экономическое образование надо начинать уже с дошкольного возраста. |
Публикация «Статья „Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчёркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении. Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических знаний, представлений, чувств и привычек поведения. Гармоничное развитие ребёнка — основа формирования будущей личности.
В качестве средства формирования основ экономической культуры можно использовать обучающие игры. Главной особенностью которых является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают мнениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все обучающие игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ нравственно-экономических знаний, представлений, чувств, привычек поведения.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой, А. П. Окопешниковой, Л. И. Сайгушевой, Д. В. Сергеевой, С. И. Теплюк и др. В последнее время данная проблема рассматривается как некий синтез трудового, нравственного и экономического воспитания, о чём свидетельствует исследование А. Д. Шаталовой.
Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Работа по экономическому воспитанию поможет решить следующие задачи:
создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд -продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях.
Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Цель экономического воспитания - раскрыть ребёнку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
Экономическое воспитание ребёнка эффективнее всего осуществляется в повседневной жизни. Он получает практические навыки, отправляясь со взрослыми в торговую точку, наблюдая, как они оплачивают расходы, принимая участие в планировании крупных семейных покупок. Ребёнку необходимо знать, что его помощь важна для семьи. Стоит доверять ему небольшие приобретения, отправляя его самостоятельно в магазин за необходимыми мелочами. У ребёнка сформируются основные экономические навыки и чуть позже, он вполне сможет разумно планировать свои расходы без ущерба для родительского бюджета.
Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Формирование экономических представлений у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребёнка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.