МААМ-картинки

Формирование умения детей отгадывать загадки

Жанна Рязанова
Формирование умения детей отгадывать загадки

Формируем умение детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Главная особенность загадки в том, что она представляет собою логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Способы построения логических задач различны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В числе их могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначения и др. По указанным признакам и надо найти отгадку. Загадка Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку, основана на четырех признаках, свойственных кролику. В загадке Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? Названы три характерные признаки лета: жаркая погода, цветение растений, созревания хлеба. В загадке Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? Указан только один звуковой признак явления, но он варьируется пятью глаголами, передающими монотонный шум дождя.

Публикация «Формирование умения детей отгадывать загадки» размещена в разделах

Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяют полнее производить умственные операции и успешнее решать логическую задачу.

Есть загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон. Отгадывающий должен по двум. А то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета: Рук нет, а строить умеет (птичка); В воде купался, а сух остался (гусь). Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения: Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер); Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (осел). Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку. Такой анализ развивает логическую способность мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.

Самый обширный тип загадок – это загадки метафорические: Красненьки сапожки в земельке лежат (свекла). Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу. Разгадывание таких загадок развивает как образное, так и отвлеченное мышление.

Успешность решения мыслительной задачи, заключенной в загадке, зависит от того, какие стороны предметов и явления и с какой полнотой в ней отражены. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и грамотного умозаключения.

Логическая задача в загадке облечена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому она особенно привлекательна. И построение загадки, и ее лексика собирают внимание слушающего, вызывают интерес к задаче.

Предлагаю загадки о животных.

У маленькой зверушки

Ушки на макушке.

Длинный, гибкий, тонкий хвост,

Очень хитрый, серый нос. (Мышь)

***

Он морковку любит

С грядок воровать.

И кору у яблонь

Любит подгрызать. (Заяц)

***

Кто ушастый здесь такой

На дорожке на лесной?

В зиму – белый на снегу.

Летом - серый на лугу?

***

В белой шубке меховой

По поляне снеговой

Скачет, прыгает, петляет,

За собой следы скрывает. (Заяц)

***

Косолапый, неуклюжий,

С медом и малиной дружит. (Медведь)

***

Кто такой большой, лохматый,

Непричесанный такой?

Испугались все ребята:

«Зверь, наверно, очень злой».

Рыбу ловит он отменно,

И в малиннике он – царь.

А в лесу он – самый первый,

Всем животным – государь. (Медведь)

***

Рыжая, пушистая,

Зимою – серебристая.

Ловко в спешке

Щелкает орешки.

Сушит на зиму грибы,

Закрома её полны. (Белка)

***

Он - строитель превосходный.

Все деревья – по зубам.

Он живет в стихии водной,

Где плотину строит сам. (Бобер)

***

Меховое облако

Всех нас согревает,

В свитера и шапки

Деток одевает. (Овца)

***

Любит умываться –

В луже поваляться.

Розовая спинка,

Жесткая щетинка. (Свинья)

***

Часы не надо заводить.

Кричит он громко по утрам,

Чтоб крепко спящих разбудить

И вовремя проснуться нам. (Петух)

***

Любит кашу, любит рыбу.

Вы его узнать смогли бы.

Хоть и ходит он не слышно,

Но его бояться мыши. (Кот)

***

Твердый панцирь,

Добрый взгляд.

Всех мудрее, говорят. (Черепаха)

Библиография:

Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки». Пособие для воспитателя детского сада Москва «Просвещение» 1976

Публикации по теме:

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Формирование у воспитанников умения выразительного пения, самовыражения в музыкальных импровизациях Музыкальное занятие с воспитанниками второй младшей группы (возраст 3-4 года). Материал подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей.

Использование моделей для закрепления знаний о геометрических фигурах и умения ориентироваться на листе прямоугольной формыИспользование моделей для закрепления знаний о геометрических фигурах и умения ориентироваться на листе прямоугольной формы Занятие по ФЭМП. Старшая группа. Тема: Использование моделей для закрепления знаний 5 геометрических фигур 4 цветов и умения ориентироваться.

Формирование умения чистки зубов. Дидактическая игра «Кроко чистит зубки» и пособие к игреФормирование умения чистки зубов. Дидактическая игра «Кроко чистит зубки» и пособие к игре Формирование умения чистки зубов В период формирования умений чистки зубов используется в большей степени практический прием – упражнение,.

Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.

Консультация для родителей «Навыки и умения, необходимые ученику 1 класса» Навыки и умения необходимые ученику 1 класса. Через несколько месяцев наши дети пойдут в школу. Готовить к этой ответственной поре жизни-значит.

Консультация «О воспитании у детей желания и умения преодолевать трудности» .

Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников»Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников» Детям нравится отгадывать загадки. Им доставляет радость и процесс отгадывания загадок, и результат. Загадка развивает у детей логическое.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Формирование мужского и женского начала у детей» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Загадки-обманки для детей Загадки - Обманки для детейЗагадки обманки или, как говорят по-другому, загадки с подвохом — самый любимый вид загадок для детей. Особенно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование умения детей отгадывать загадки
Опубликовано: 18 октября 2021 в 11:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД