Папки-передвижки

Статья «Формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в развитии совместных интересов детей и родителей»

Людмила Тимонина
Статья «Формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в развитии совместных интересов детей и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы

Детство – время развития всех сил человека, как духовных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных установок и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. Главную роль, конечно, играет семья ребёнка. Образ жизни семьи в целом остаётся в человеке навсегда и постоянно влияет на его поступки.

Ещё средневековый поэт Себастьян Брандт писал:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Публикация «Статья „Формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в развитии совместных интересов детей и родителей“» размещена в разделах

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Эти строки актуальны и сейчас. Как взрослые ведут себя в семье, так ведут себя в обществе и дети, и виноваты они не больше, чем деревце, засохшее оттого, что почва оказалась отравленной.

Мы считаем, что центральным звеном социализации ребенка является гуманистическое воспитание с опорой на общечеловеческие ценности – любовь к родителям, семье, месту, где он родился и вырос.

В связи с этим нас волнуют вопрос: какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны, и каковы пути их реализации?

Для успешной работы необходимо хорошо знать семью, где воспитывается ребенок. Поэтому мы постоянно занимаемся исследованием семей.

Когда мы провели анкетирование, на вопрос: «Что такое семья 60% детей дали ответ, что это бабушка, дедушка, мама, папа, дети. Это неплохой результат, так как в группе из 17 детей (14 мальчиков и 3 девочки, двое - с диагнозом ЗПР, трое - с ФФНР, а остальные - с ОНР. У всех детей позднее развитие речи. Только 1 девочка – Катя с чистой речью. Кате повезло больше всех – у неё есть и 2 дедушки, и 2 бабушки. Кроме того, был и прадедушка, который не так давно умер, дожив почти до ста лет. Девочка с гордостью рассказывает о своих родителях и большом семействе, гордится своим прадедом, который прошёл всю войну военным врачом, спасая жизнь многим людям. Когда рассматривали семейный альбом Кати, то она комментировала снимки, была очень счастлива и горда за свою прекрасную семью.

Из анкет мы узнали, что родители совсем не рассказывают своим детям о том времени, когда они сами были детьми, а ведь это очень сближает ребёнка с родителями, ему хочется больше узнать о своей семье. После проведения интервью «Семья глазами ребенка» и теста «Рисунок семьи», оказалось, что ребенок больше времени предоставлен самому себе, ему мало читают, часто отправляют смотреть телевизор или играть в компьютер. Так Кирилл, у которого, вроде бы, все в порядке: есть и папа, и мама, и бабушка, и дедушка, и любимая собака Лаки, и даже дядя – оказался совсем одиноким в своей семье перед компьютером, с дорогими игрушками, а ему так не хватает простого человеческого общения. Такое положение в семье повышает у детей тревожность в процессе общения с родителями (по результатам тестирования). Мы стали беседовать с родителями, чтобы они больше общались с детьми, рассказывали о том, где они родились, как они росли, показывали им, как дети изображают свою семью. После проведённой работы последовала ответная положительная реакция со стороны родителей. Так после встреч, бесед с мамой и бабушкой Кирилла, атмосфера в этой семье стала меняться. Кирилл стал чаще приходить в детский сад с сияющим лицом, больше стал рассказывать о своей семье, о том как они с папой ездили на зимнюю рыбалку, как весело отмечали его День рождения (приходили друзья, а все родственники приготовили для него много сюрпризов). С родителями и детьми у нас сложился тесный доверительный контакт. Половина детей, вместе с родителями приготовила «Семейный альбом». Дети стали гордиться своей семьёй, узнали о своих семейных традициях.

«Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом» – советуем мы родителям. Мы просим родителей чаще рассматривать семейные фотографии с ребенком. Дети приносят в группу фотографии своей семьи. На конкретных примерах из истории семьи мы знакомим детей с историей города, страны. Каждый новый учебный год мы совместно с родителями оформляем уголок «Как я провел лето». После чего вместе с родителями проводится встреча «Воспоминание о лете», к которой каждая семья готовится индивидуально.

Также в работе нам помогает разучивание с детьми стихов, небольших пьес, инсценировок, обыгрывание песен («Капитан», «Мы едем, едем, едем). Поют наши дети и частушки. Кроме родителей мы приглашаем на праздники бабушек и дедушек. Дети рисуют им открытки с поздравлениями, читают стихи, поют песни, танцуют. Это всё помогает нам веселее проводить Дни рождения, как в саду, так и дома. Дети стали показывать свои выступления в семейном кругу, вовлекая при этом в действие своих родителей. Мы учим детей – дети учат родителей. Родители с благодарностью относятся к сотрудникам детского сада. А какие замечательные костюмы приготовили наши родители своим детям к Новому году: мальчики - «богатыри», девочки – «бабочки». Мы консультируем родителей по вопросам изготовления костюмов, показываем рисунки и фотографии возможных вариантов нарядов. К празднику 23 февраля все дети были моряками. И как гордился Влад, что у него была бескозырка и матросский воротник, в котором отец служил на флоте. Все дети с завистью смотрели на бескозырку и просили ее померить, ведь она была самая настоящая и, как сказала Катя, «пропахла морем». Сам Влад на этом празднике в первый раз рассказал стихотворение «Матросская шапка». Всем родителям за творческую активность и подготовку к праздникам мы объявляем благодарность. По итогам исследования семей проходят групповые обсуждения с родителями и педагогами. Родители участвуют в различных мероприятиях детского сада.

У нас в саду в течение последних шести лет проводятся встречи «Петербургская гостиная». Эти мероприятия способствуют сближению педагогов, родителей и детей, ведут к возрождению традиций петербургского семейного воспитания, помогают нам вовлекать молодых родителей в воспитательный процесс. Также встречи в «Петербургской гостиной» повышают социальную компетентность всех членов семьи (братьев, сестёр, бабушек, дедушек и т. д.). Были проведены следующие встречи: «Вечер поэзии и романса» с участием молодых певцов театра «Зазеркалье»; «Дорогим женщинам!», литературно-музыкальная композиция «Пушкинский Петербург», в постановке которой активное участие принимали родители, педагоги и дети.

Мы разработали маршруты выходного дня, в которых рекомендуем родителям при посещении памятных мест обязательно вспоминать свое детство: «Когда я был (а) маленькой мы приходили сюда …» Например, предлагали родителям посетить открытый к 300-летию нашего города на Выборгской стороне Сампсониевский собор-музей, Пискарёвское мемориальное кладбище, парк ЛТА, зоопарк и т. д.

В рамках появления новых традиций в семье был организован устный педагогический журнал «Театр и дети», где рассказывается о том, как можно организовать театрализованное представление в семье.

С целью обогащения отношений детей и родителей, эмоционального насыщения общения, проведен семинар-практикум «Праздники в семье» В рамках семинара родителям были даны рекомендации по организации досуга ребенка, обсуждались сценарии семейных праздников. Были предложены творческие задания для детей и родителей, связанные с формированием первых понятий о родословной («Моя семья», «У меня своя история», «Мои предки», «Древо рода моего», «Я петербуржец или петербурженка», «Портрет моей семьи», «Наши традиции»).

Мы знаем, что работа с семьёй – это серьёзный труд, который требует большой подготовки, поэтому мы не останавливаемся на достигнутых результатах и будем продолжать работу в этом русле. Нам и родителям предстоит ещё много работы (работа над гербом, девизом семьи и т. д.). В дальнейшем мы планируем приглашать в группу бабушек и дедушек, чтобы они рассказывали о своём детстве и показывали старые фотографии.

Работа с родителями нас очень увлекает, мы считаем, что она весьма продуктивна и с удовольствием продолжаем двигаться в том же направлении вместе с семьями наших воспитанников.

В заключение хотелось бы привести пример девиза. На одной старой фотографии, принесённой Алёшей в сад, было подписано: «Папа, мама, братик и Я – самая отличная в мире семья. Один девиз уже есть, будем ждать новых.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ.Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ. Н. И.  пирогов:Конечная цель воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Презентация проекта «Пасха в гости к нам пришла» Детство - время развития всех сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в развитии совместных интересов детей и родителей»
Опубликовано: 20 октября 2013 в 23:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в развитии совместных интересов детей и родителей»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Тимонина (УИ 145535) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД