Папки-передвижки

Статья «Игротерапия в работе с детьми.»

Наталья Зуева
Статья «Игротерапия в работе с детьми.»

Игротерапия в работе с детьми.

Н. А. Зуева

воспитатель

МБДОУ детский сад комбинированного вида №13 города Мценска

Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, “отыгрываемых” или моделируемых в игровом процессе.

Публикация «Статья „Игротерапия в работе с детьми,“» размещена в разделах

В процессе наблюдения за играми детей я сделала вывод, что очень хорошие результаты дает групповая игротерапия для детей замкнутых, стеснительных, некоммуникативных. Например, в игре «Затейники» стеснительная Ксюша, находясь в роли ведущей изображала различных домашних животных. Она делала это с удовольствием потому, что всем было весело и смешно. Я заметила, как ребенок во время игры избавляется от своего стеснения, получив при этом положительные эмоции. Игротерапия помогла Паше, преодолеть свою замкнутость в словесной игре «Расскажи, что ты любишь?» В игре мальчик заметил интерес всех детей к тому, что он рассказывал. Он стал больше общаться со сверстниками и нашел в Саше лучшего друга.

В своей работе с детьми по игротерапии я использовала вещи, с которыми они любят играть, так называемые “взрослые вещи” : телефоны, плеер с наушниками, фотоаппарат, различные «украшения». Детям важно пользоваться ими понарошку, так как именно с этими предметами связаны многочисленные запреты, что вызывает у детей напряжение. Сказочная игра, или игра с помощью кукол, помогает детям осознать причины своего поведения в повседневной жизни.

Спокойная, возникающая сама по себе деятельность ребенка, особенно старшего дошкольного возраста дает ему возможность актуализировать, структурировать уровни деятельности, свой опыт и связанные с ним чувства. Игра, в этом смысле, дает ребенку возможность реагировать на ситуации, которые для него непонятны, запутаны, сложны. Способность к пониманию у него еще только формируется.

В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те редкие моменты в жизни детей, когда они чувствуют себя в большей безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

Я, как педагог рассматриваю игротерапию, как необходимую составляющую здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннего мира ребенка. Ведь игра, самая любимая и всепоглощающая деятельность малышей.

В своей работе по данной теме, я использую с детьми различные игровые ситуации : во время утреннего приёма, между занятиями, в индивидуальной работе, после сна. Они помогают мне определить причины и проблемы поведенческих нарушений, подсказывают пути их решения. Использую игровую терапию с малообщительными, тревожными детьми, при неразвитости общения, при конфликтных ситуациях (у старших дошкольников).

На прогулках играю с детьми в разнообразные подвижные игры, игры-эстафеты, малоподвижные игры. Они помогают детям избавиться от внутренних страхов, а также позволяют снизить у ребят эмоциональное напряжение.

Считаю, что в детском возрасте очень полезны игры с песком. Действия, выполняемые, ребёнком с песком успокаивают его нервную систему, а лепка фигурок из этого материала развивает мелкую моторику рук, способствует развитию фантазии. Песочные игры помогают детям познать, что значит строить или разрушать. Дети чувствуют себя свободно, не скромничают в выражении своих внутренних чувств и эмоций.

Хочу предложить несколько игровых ситуаций, которые помогут педагогам узнать, что нравится их воспитанникам, что их волнует. Используя методы игровой терапии, я корректирую поведение играющих ребят, направляю его в нужное русло. Также с помощью этого метода можно помочь детям объяснить определённую жизненную ситуацию, порой даже устранить появляющуюся психическую травму.

Так в игре «Волшебный сундучок» я показываю сундучок и объясняю, что он волшебный в него можно положить все свои плохие чувства: гнев, обиду, страх, злость, и т. д. Детям предлагаю сделать это, имитируя движения складывания. В конце игры сундучок закрываем и говорим, что все ненужные нам чувства остались в нём.

В игре «Сюрприз» дети сидят в кругу. Предлагаю ребятам подарить своему другу сюрприз, но не настоящий, а как бы сказочный. Играющим нужно руками изобразить, этот сюрприз, преподнести его товарищу улыбаясь, говоря при этом что-то приятное, доброе. Когда все дети получат сюрпризы поинтересоваться, что им подарили и уточнить, насколько верно они это поняли. Вариантом игры может быть использование в качестве описания сюрприза не точное название сюрприза, а название его свойства. Например: «Мой друг подарил мне сюрприз, этот сюрприз круглый и мягкий».

С интересом проходит игра «Наши ручки». Для ее проведения нужны фломастеры и листы бумаги. Дети сидят за столами, объясняю, что нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть широко пальцы и обвести ладонь по контуру. Затем предлагаю на каждом, изображённом на бумаге пальце нарисовать что-то хорошее о себе. После собираю «ладошки». Показываю их ребятам, а они отгадывают, чья это «ладошка».

Я считаю, что игра для ребёнка – то же, что для взрослого речь. Она позволяет ребёнку замещать игровые действия символами, которые малышу заменяют слова. И в дошкольном возрасте у малышей накапливается уже достаточно большой игровой опыт, который детям трудно выразить словами. Вот поэтому ребёнок и использует игру, чтобы показать, донести до партнёра по игре свои внутренние чувства. Играя, малыш действует, самостоятельно использует различные способы поведения, свободно выражает свои желания, чувства, свои представления.

Дети воспринимают игру далеко не легкомысленным, не увеселительным занятием, каким её считают взрослые. Здесь и берёт своё начало такое направление психотерапии, как игротерапия. Независимо от того, какие теоретические основы имеет игротерапия, она продолжает развиваться благодаря тому, что эта наука открывает естественный путь для налаживания диалога ребёнка-дошкольника с педагогом.

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Приказ на проведение педагогического совета .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Игротерапия в работе с детьми.»
Опубликовано: 13 января 2015 в 21:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД