Получи документы

Интеграция экологического и патриотического воспитания в условиях ДОУ

Вохменцева Наталья
Интеграция экологического и патриотического воспитания в условиях ДОУ

Одним из принципов развития современного дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей. Авторы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова и др. считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним». Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса.

Публикация «Интеграция экологического и патриотического воспитания в условиях ДОУ» размещена в разделах

Экологическое воспитание предполагает формирование у дошкольников экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Патриотическое воспитание дошкольников направлено на воспитание любви к семье и городу, к природе и культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе родного края. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Задача педагога – неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы родного края, формируя начало экологической культуры; способствовать развитию осознанно-правильного отношения к планете Земля как общему дому и к человеку как части природы; создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Для интеграции экологического и патриотического воспитания в МБДОУ «Д/с № 35» г. Шадринск созданы необходимые условия.

В группах оборудованы центры краеведения и патриотического воспитания, центры экологии, центры экспериментирования, содержание которых пополняется и обновляется в соответствии с возрастом и детей. Имеются картотеки дидактических игр по краеведению, опытно-экспериментальной деятельности для разных возрастных групп. Разработан перспективный план работы по краеведению, включающий в себя такие виды деятельности, как НОД, беседы, дидактические игры, целевые прогулки и экскурсии и др. В центрах экологии имеются разнообразные дидактические игры, которые закладывают основы гуманного отношения к природе, учат прогнозировать последствия поступков людей, такие как «Классификация мусора», «Хорошо-плохо». Одним из средств формирования экологических знаний и умений является ведение календаря природы, где символами дети обозначают те явления, которые увидели на прогулке. Так же ведутся календари в виде рисунков: при наблюдении за луковицами, посаженными в землю для проращивания зелени, за ветками деревьев, поставленных в вазу для роста почек и листьев, проращиванием семян.

Для эффективного проведения опытно-экспериментальной деятельности и развития интереса к ней создана лаборатория «Познавай-ка». Дети средних, старших и подготовительных к школе возрастных групп занимаются проведением экспериментов, коллекционированием, наблюдением, моделированием. Имеются необходимые материалы и оборудование для проведения данных видов деятельности, такие как пробирки, лупы, микроскопы, разнообразный природный и бросовый материал, макеты, лэпбуки, коллекции и т. д., а также действует выставка литературы по темам.

В подготовительных к школе группах один раз в неделю запланированы факультативные занятия. Рабочая программа факультатива «Маленькие экологи» в целях правильного и эффективного руководства экологическим воспитанием детей использует разнообразные педагогические методы:

-словесные (рассказ педагога, инструктаж, беседы, подведение итогов исследования);

-практические методы (непосредственно исследовательская деятельность детей);

-игровые методы и другие.

Программа предусматривает разные формы образовательной деятельности:

-на специально организуемых познавательных занятиях,

-комплексных занятиях,

-обычных и целевых прогулках,

-экскурсиях,

-при решении логических и экспериментальных задач,

-в играх,

-свободной самостоятельной деятельности в течение дня,

-при совместной ситуативной деятельности детей и родителей в домашних условиях.

Интерес дошкольников вызывает просмотр обучающих мультфильмов с их последующим обсуждением, экспериментальная деятельность. В программе факультатива предусмотрены экскурсии и наблюдения за сезонными изменениями на экологической тропе. С целью закрепления знаний о природе родного края была проведена экскурсия в Шадринский городской бор, где изучали растения и птиц. Экскурсия в городской сад позволила детям сделать вывод, что растения зимой спят. Новые знания были получены в ходе занятия, проходившего в Шадринском краеведческом музее «Млекопитающие и птицы Зауралья». Посещение «Станции юных натуралистов» дало возможность познакомиться с некоторыми особенностями жизнедеятельности попугаев, грызунов, хладнокровных; а посещение выставки «Дары осени» побудило активно использовать бросовый материал, внося свой посильный вклад в проблему мусора.

С интересом дети готовятся и участвуют в акциях. Так, второй год мы поддерживаем городскую акцию «Крышечки для Шадрика». Сначала была проведена беседа, из которой дети узнали о проблемах бездомных животных, об организации приюта для помощи им, о том, зачем нужно собирать пластиковые крышечки, после этого дети рисовали Шадрика. Совместно с родителями был организован сбор корма для животных передача его приюту.

Так же мы участвуем в акции «Сдай макулатуру – спаси дерево!» Просмотр презентации, беседа и рисование по теме привели к тому, что сейчас дети всю ненужную бумагу складывают в специально отведённую коробку для того, чтобы сдать макулатуру и спасти деревья.

Не обошли стороной и акцию «Птичья столовая». На первом этапе мы провели беседу о зимующих птицах, выучили стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой». Затем дети принесли новые кормушки, корм, были разработаны буклеты, призывающие помочь зимующим птицам. На завершающем этапе дети рассказывали стихотворение, насыпали корм в кормушки и раздавали буклеты детям средних, старших и подготовительных к школе групп.

С интересом дети участвовали в создании стенгазеты «Бабочки», с которой мы участвовали в конкурсе «Лесная газета», который был организован Российским комитетом Всемирной организации по дошкольному воспитанию ОМЕП и посвящен 90-летнему юбилею знаменитой книги Виталия Бианки. Сначала мы выбрали насекомое, которое будем изучать. Были подобраны интересные факты и картинки, затем создан коллаж из рисунков и аппликаций детей.

Экологическая тропа позволяет использовать обычные прогулки для экологических занятий, объекты экологической тропы дают возможность проведения наблюдений. На экологической тропе представлены типичные для данной местности деревья и кустарники, такие как клён, рябина, берёза, сирень. На каждом участке есть кормушки для птиц, скворечники. В тёплое время года дети имеют возможность наблюдать жизнедеятельность объектов животного мира (насекомых, червей и т. д.)

Цветники и огород способствуют контакту с объектами природы, знакомят их с сезонными изменениями. Дети имеют возможность наблюдать за развитием растений, запоминать их названия и характерные признаки, приобрести навыки полива и ухода. Посильный совместный труд даёт возможность научиться ответственности и способствует сплочению детского коллектива. Благодаря цветникам и огороду дошкольники имеют возможность увидеть результат своего труда и результат помощи живому.

Экологическое и патриотическое воспитание дошкольников невозможно без взаимодействия с семьёй. Именно родители помогают закреплять знания о взаимодействии человека и природы, учат её беречь.

Взаимодействие с родителями осуществляется через:

• консультации, такие как «Экологическое воспитание в семье»;

привлечение к участию в акциях: «Сдай макулатуру – спаси дерево!», «Крышечки для Шадрика», «Птичья столовая»;

• посещение факультатива в рамках Дня открытых дверей;

• помощь при участии в ежегодном конкурсе «Лучший цветник».

Таким образом, созданные в ДОУ условия для интеграции экологического и патриотического воспитания способствуют разностороннему и полному развитию дошкольников.

Публикации по теме:

Формирование экологического сознания дошкольников как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства. Дошкольное детство.

Фотоотчет о форуме «Проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»Фотоотчет о форуме «Проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» В нашем дошкольном образовательном учреждении вот уже 4 года подряд проходит городской форум "Проблемы нравственно-патриотического воспитания.

Система патриотического воспитания дошкольников в ДОУ Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей.

Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников посредством подвижных экологических игр В последние годы остро встал вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях дети проводят значительную.

Интеграция экологического воспитания через новую модель дошкольного образования [Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ивушка».

Консультация для педагогов ДОУ «Система работы с дошкольниками по вопросам патриотического воспитания» Консультация для педагогов ДОУ «Система работы с дошкольниками по вопросам патриотического воспитания» Что такое патриотическое воспитание?.

Консультация для педагогов «Инновационные формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО» Консультация для педагогов «Инновационные формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО» Никто не учит маленького.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников» Наш Крым славится своей историей, известными архитектурными памятниками культуры, красивыми уголками природы. Я люблю свой Крым, свой город,.

Проект «Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников — прямой путь к сохранению и укреплению здоровья» Актуальность проекта 1. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой.

Реализация регионального компонента как средство приобщения к народным традициям в условиях патриотического воспитания детей Презентация: "Опыт реализации регионального компонента как средства приобщения к народным традициям в условиях патриотического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция экологического и патриотического воспитания в условиях ДОУ
Опубликовано: 24 марта 2019 в 17:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД