МААМ-картинки

Использование мультфильмов в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста в образовательном процессе

Наталья Берестова
Использование мультфильмов в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста в образовательном процессе

Статья из сборника материалов III Международной тнаучно — практической конференции (Абакан, 20 ноября 2015 г)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

XXI век – век технологий и информации. Воздействию этих веяний подвержены и взрослые, и дети. Мы привыкли получать информацию из СМИ, интернета. Чтение художественной литературы кануло в лету, а на смену пришло чтение новостей в сети Интернет. К сожалению, и наши дети забываю, что есть книги, а предпочитают социальные сети и просмотр телепередач и мультипликационных фильмов, как в сети интернет, так по телевидению. Этим явлениям подвержены все, не исключая детей дошкольного возраста. Над проблемой «дети и телевидение» еще недавно мало кто задумывался. Но сегодня уже тревогу бьют и родители, и педагоги, и врачи. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Это не только времяпровождение, но и средство воспитания.

Публикация «Использование мультфильмов в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста в образовательном процессе» размещена в разделах

В настоящее время телевидение и просмотр мультфильмов составляют единство. И почему бы не использовать это единство для того, чтобы наладить «нормальные отношения» у ребенка с телевидением? Почему бы не использовать это единство для развития в ребенке, заложенного им природой? По природе дети – это исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Под влиянием данного рефлекса ребенок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность, свойственная ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень.

После трех лет в ребенке проявляется познавательная активность, которая в процессе развития выходит на следующую ступень – познавательный интерес. «Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения». [3] Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоченности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают уверенность в своих силах.

Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности детей, развития их познавательных интересов. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать подбор и использование наиболее приемлемых для этого форм и методов обучения воспитания. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, журналы, кино, интернет невозможно. А так как становление личности человека начинается в раннем детстве, и мультфильм является одним из элементов её формирования, обладающим качеством особой достоверности, оперирующий фактами из жизни, то телевидение и мультипликационные фильмы дают нам информацию, которая становится источником дальнейшего, самостоятельного размышления. Включая в себя интеллектуальный, эмоциональный аспекты, просмотр мультипликационных фильмов направлен не только на усвоение информации, но и на переживание ребенком происходящего на экране, что способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Использование и влияние фильмов в образовательном процессе находит свое начало в 60 – е года ХХ века. Впервые проблеме определения соответствующих дидактических требований к учебному фильму была посвящена наибольшая часть выступлений на Всесоюзном творческом совещании по вопросам учебного кино в 1959 году. Затем были работы Е. А. Валерьяновой и А. С. Лапиной (1960 год, Б. Х. Толля (1961) и других. И только Е. Е. Соловьева в 1966 году серьезно занималась рассматриваемой проблемой, подойдя к ней с точки зрения психологической, что особенно ценно. «Узловой вопрос состоит, по мнению автора, в том, что фильм предлагает учащимся информацию в виде экранного образа объекта, учитель же ожидает обратной информации относительно самого объекта. Поэтому внимание создателей фильма должно сосредоточиться на том, чтобы в сознании учащихся возникали реальные явления, не искажаемые спецификой кинематографа. Говоря об условиях, обеспечивающих хорошее запоминание материала учебного фильма, Е. Е. Соловьева подчеркивает важность опоры на логическую память, что происходит в тех случаях, когда факты в фильме не просто сообщаются, но и получают причинно-следственное толкование. В этой связи она решительно выступает против тех апологетов фрагментарного фильма, которые сводят последний лишь к иллюстрации, возлагая на учителя роль интерпретатора его смыслового значения» [2].

Данная работа ценна тем, что именно Е. Е. Соловьева первой акцентировала внимание па взаимозависимости интеллектуального содержания фильма и его эмоциональной окраски. Зная о наблюдениях психологов, показавших, что сильные эмоции препятствуют точности и полноте восприятий второй сигнальной системой, зная об аналогичных наблюдениях учителей, работающих с учебными фильмами, она, тем не менее, считала нужным создавать такие школьные фильмы, которые заставляли бы учащихся не только понимать суть научного вопроса, но испытывать чувства удивления, изумления, которые являются стимулом познавательной активности.

Вопрос использования диафильмов, а позже и мультфильмов получил дальнейшее свое развитие. И современные исследователи, раскрывая психологию киновосприятия через телевидение и мультипликационные фильмы, изучают в основном восприятие учебного телевидения. В работе А. А. Степанова раскрываются особенности восприятия экранных передач и воздействия телевидения на их познавательную деятельность. Телевидение рассматривается как средство массовой коммуникации, применяемой в целях обучения. Как отмечает Е. О. Смирнова, «первое, что должен нести в себе мультфильм - некая функция мультфильма. Что за тема. Каждый фильм расширяет границы мира ребенка, погружает в новую реальность, знакомит с новыми областями. И главное здесь – насколько подходит эта реальность к возрастным интересам ребенка. Насколько он может понять вообще, о чем этот сюжет, о чем ему пытались сказать. Важна логическая связь между событиями, насколько ребенок способен ее проследить, может ли ребенок связать их и установить причинно - следственные отношения и установить что откуда. И тут же для каждого своего возраста свое содержание, который отражает мир ребенка в определенный момент времени» [4]. Как утверждает В. С. Архипцева «мультфильмы – это яркие, зрелищные, простые, ненавязчивые образы, доступные детям. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей : повышать осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать мировозрение» [ 1].

Таким образом, все исследователи и психологи сходятся на мысли, что телевидение и мультипликацию нужно рассматривать как средство, применяемое в целях обучения. Потому что особенности языка телевидения и мультипликации - это аудиовизуальность и соотношение в нем документальности и художественности, существенно изменяет процесс восприятия информации. А также под влиянием переданной информации с экрана у детей будут увеличиваться количество ассоциативных связей с прошлым опытом, ранее приобретенными знаниями, явлениями реальной деятельности. Познавательная деятельность органически переплетется с эмоциональной, что будет способствовать созданию целостного представления об изучаемых предметах и явлениях. Запас этих представлений значительно будет обогащаться еще в связи с тем, что изображение всегда подкреплено словом. Это приведет к большей устойчивости образа в сознании. Материал, поданный с экрана, запомнится быстрее, сохранится и будет воспроизводиться точнее, чем в обычных условиях обучения. Поэтому мультфильм стоит и нужно использовать в образовательном процессе, но не стоит забывать о том, что мультфильмы должны быть направлены на развитие природного познавательного интереса ребенка.

Библиографический список

1. Aрхипцева, В. С. Телевидение и дети / В. С. Архипцева // Пачатковая школа. – 2007. – № 8 – С. 54–56

2. Гельмонт А. В. О педагогических требованиях к учебным кинофильмам для школ//Изв. АПН РСФСР. 1963. Вып. 128. С. 50—61.

3. Куликова Т. В. О воспитании детей познавательных интересов (текст / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. -1976.-№9.-с. 38-42)

4. Смирнова Е. О. Все начинается с мультиков//Химия и жизнь – ХХIв. – 2013. -№1. С. 32-33

5. Казакова Р. Г., Мацкевич Ж. В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2013. – 128с (библиотека воспитателя).

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы.

Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе Методическая разработка «Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе».

Педагогический анализ проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе Проблемой познания и познавательного развития детей занимались ученые, начиная с древних времен (Сократ, Демокрит, но в современной науке.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой Презентация опыта работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой.

Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» СОДЕРЖАНИЕ КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…. 3 ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…4 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…7.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мультфильмов в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста в образовательном процессе
Опубликовано: 8 февраля 2017 в 09:37
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД