Татьяна Крушельницкая
Консультация «Как сохранить здоровья дошкольникам»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Как сохранить здоровья дошкольникам»В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами: политическим, социально-экономическим и др. Но прежде всего причиной является культурный кризис общества и как следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, в том числе и валеологической культуры.
Публикация «Консультация „Как сохранить здоровья дошкольникам“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Пожалуй, никто из родителей, педагогов не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей дошкольного возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения. До 3-летнего возраста ребенок не может самостоятельно замечать и объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте малыш испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой ступени своего развития ребенок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт, в его психике возникает переплетение образно-словесных ассоциаций (ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое, в котором слово «больно» связано с чем-то очень плохим, неприятным, а слово «здоровый» — с чем-то радостным, хорошим. Поэтому именно в этом возрасте взрослые должны препятствовать формированию нежелательных для развития психики ребенка образно-словесных ассоциаций. Сформировавшийся соответствующий отрицательный рефлекс служит основой дальнейшего отрицательного отношения к процедуре, к лечению, а в дальнейшем и к своему здоровью.
Большую роль играет оценка взрослых. Ребенок, воспринимая оценку, дальше использует как критерии определения своего собственного мнения, своих собственных действий, связанных со здоровьем. Например, очень часто заботливая мама активно перекармливает ребенка, приговаривая: «Ешь побольше, здоровым будешь!» В этом случае у ребенка формируется неправильное отношение к здоровью. Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. С. Я. Рубинштейн в книге «О воспитании привычек у детей» приводит некоторые возрастные нормы. Так, в возрасте 3—4 лет ребенок должен не только уметь сам раздеваться, но и иметь привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место свою обувь. И если ребенок не научился это делать, значит, он отстает от своих сверстников.
Поэтому мы взрослые способны воздействовать на ребенка дошкольного возраста средствами игры, беседы, чтением интересной познавательной литературы, своим личным примером. Формирование у детей навыков безопасного отношения к своему здоровью воспитывает положительные привычки (чистить зубы, мыть руки мылом, делать утреннюю зарядку и т. д.);
Помните, что наши физические недостатки, наше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью у ребенка;
Вопрос здоровья детей стоит очень остро в условиях Крайнего Севера. В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального автономного образовательного учреждения детского сада «Золушка» образовательная область «Физическое развитие» направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно–гигиенических навыков;
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Недостаток физических нагрузок, закаливания, правильного питания в детском возрасте ведет к ослабленности детей. Детское здоровье на сегодняшний день одна из самых больших тревог детских специалистов.
От чего же наши дети так часто болеют? Почему они такие ослабленные?
Статистика утверждает, что на 25% от наследственных факторов, на 15% от условий внешней среды, т. е, экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. Приоритетных направлений работы детского сада «Золушка» является приобщение детей к здоровому образу жизни. Проблема оздоровления детей в нашем образовательном учреждении это работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная деятельность всего педагогического коллектива и, конечно, родителей. Задача наших воспитателей – сформировать у дошкольника представления о значении двигательной активности в жизни человека; умение использовать накопленный опыт в жизни. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Чтобы быть здоровым и долго жить необходимо, прежде всего, научить детей с детства следить за своим здоровьем. Ведь то, что не воспитали в детстве, трудно наверстать. Считаю, что особое внимание нужно уделять физическому развитию дошкольников, а именно двигательной активности. Ведь это биологическая потребность ребенка, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма. Проблема двигательной активности в наши дни приобрела особую актуальность. Это связано, прежде всего с феноменом, увеличения роста и развития современных детей, и ранних чрезмерных нагрузок. Двигательный дефицит у детей может приводить к выраженным функциональным нарушениям. Происходит отчетливое снижение общей устойчивости детского организма к простудным факторам. Наблюдаются отставание моторики (снижения силы, быстроты, ловкости). Поэтому средствами физической культуры, здоровьесберегающими технологиями мы должны оказывать положительное влияние на организм не только здоровых детей, но особенно важное значение они имеют для ослабленных детей, для того чтоб сформировать у дошкольника ЗОЖ. Педагоги с детьми организовывают различные виды деятельности. Ведь только ненавящее используя игровую деятельность, давая ребенку знания о своем здоровье, он сможет принять правильно эту информацию. Такие методы и приемы как: беседы, НОД, рассматривание картин, игры, соревнования, сюжетно-ролевые игры дают свои результаты.
Проводя мониторинг в начале года мы, отметили, что только 35% детей имеют средний уровень физического и психического развития, 50% - часто болеющие дети - это дети, со слабым иммунитет, которые часто подвергаются простудным заболеваниям; 7% - это дети с небольшие психические расстройства; 8% - дети – гиперактивные. Проанализировав мониторинг мы пришли к выводу о необходимости планирования годовой задачи по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологи используются нашим детским садом такие как: сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, гимнастика для глаз, музыкотерапия, динамические паузы и часы, и другие формы.
Хочется подробнее остановиться на тех формах, которые на сегодняшний день «прижились» в нашем детском саду.
Дыхательная гимнастика, как эффективная профилактика снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей.
Дыхательные упражнения особая технология, где педагоги используют в оздоровительной работе с детьми. Данная технология имеет оздоровительную направленность. Выполняя физические упражнения детскому организму необходимо больше кислорода. Но получить мы можем только при увеличении дыхательных циклов в минуту и увеличения глубины дыхания. Для детей часто болеющих правильное дыхание является залогом здоровья.
Правильное дыхание укрепляет нервную, сердечнососудистой систему, стимулирует работу головного мозга, способствует умению управлять поведением.
Процессом дыхания можно и нужно научиться управлять.
Значение дыхательных упражнений.
Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согревания воздуха в носовых ходах;
• Умение восстановить правильное дыхания через нос препятствует разрастанию аденоидов, способствует улучшению местного кровообращения,
• носовое дыхание с ритмичным и полным выдохом способствует расслаблению дыхательных мышц и рефлекторно расслаблению гладкой мускулатуры бронхов;
• правильное глубокое носовое дыхание способствует регуляции мозгового кровообращения.
Технология Б. С. Толкачёвой - это дыхательные упражнения, которые мы широко используем в своей работе. Педагоги изучили методику проведения дыхательных упражнений и проводят с часто болеющими детьми. Дыхательные упражнения по методике А. Н. Стрельниковой – эти упражнения рекомендовано проводить с детьми болеющими бронхитом. А также используем игровые дыхательные упражнения: «Дудочка», «Колобки», «Рычание», «Волк и семеро козлят» и другие.
Психогимнастика для дошкольников.
Психогимнастика – это специальные занятия,
направленных на коррекцию различных сторон психики ребёнка.
Цель психогимнастики – сохранение детского психического здоровья, и предотвращение расстройств психики.
Задачи психогимнастики.
Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Учить распознавать эмоции и управлять ими.
Детский сад «Золушка» использует психогимнастику М. А. Чистяковой в непосредственно образовательной деятельности, в ролевых играх, в театрализованных этюдах, зачастую в сочетании с музыкатерапией. Правильно подобранная музыка с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет дошкольников, снимает напряжение и раздражительность, мышечную боль. Системное, использованию психогимнастики позволяет детям учиться общаться друг с другом, приобретать уверенность, не бояться окружающего мира.
Особое место в нашем детском саду занимает сказкатерапия.
Сказки…Почему их так любят дети и взрослые? Сказки зовут нас в путешествие со своии героями, которые встречаются с опасностями и успешно их преодолевают, находят верных друзей, учат не пасовать перед трудностями. Подбирая сказку, мы можем решить любую проблемную ситуацию.
Сказка имеет большое психологическое значение для детей. Детское осознание наделяет животных, игрушки определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Занятия сказкатерапии помогают взрослым понять, что привлекает ребёнка в сюжете этой сказки, кто из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку? Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. Ребенок хочет стать таким же смелым, решительным, находчивым. Предлагаемая деятельность приглашает воспитанников поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудных ситуаций. Некоторые старые, всем знакомые сказки ребята проигрывают на новый лад, переживают новые приключения любимых героев. Хорошо знакомый прием в работе с детьми это – совместное сочинение сказок со взрослыми «Давайте сочиним сказку». Интересные сказки педагоги стали записывать, что в дальнейшем, повлекло появление и создания альбома «Давайте сочиним сказку». В создании данного сборника сказок не остались в стороне и родители. Они с удовольствием помогали нам. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня, мы добились следующих результатов: 65% детей имеют средний уровень физического развития, заболеваемость сократилась на 10%, а самое главное улучшилась психологическая атмосфера в детских коллективах.
Чтобы получить положительный результат мы тесно сотрудничаем с родителями. В работе с родителями педагоги в детском саду используем как традиционные, так и не традиционные формы работы. Это беседы и консультации, рекомендации медперсонала, круглые столы, квесты, праздники по технологиям здоровьесбережения, мини-библиотеки по теме «Родительский всеобуч», видеофильмы по данной тематике. Работа ДОУ по приобщению дошкольников к ЗОЖ повышает престиж нашего детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду
2. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» г. Москва «Сфера»,
2007г.
3. Доскин В. А. «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка» г. Москва 2006г
4. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А. М. Сивцова //Методист. – 2007
5. Тихомирова Л. Ф. «Уроки здоровья»