Маргарита Пышненко
Статья об одном из эффективных способов развития подвижности у детей с косоглазием и амблиопией «Мой весёлый, звонкий мяч!»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию статью - Мой весёлый, звонкий мяч, которая была опубликована в журнале "Здоровье дошкольника" № 2, 2013 г. (стр. 29)
Цель статьи: раскрыть значение игр с мячом для детей с нарушением зрения.
Авторы статьи. М. Пышненко, руководитель физического воспитания высшей категории,Л. Крылова, учитель-дефектолог высшей категории МАДОУ детский сад комбинированного вида № 196, г. Хабаровск,
Мой веселый, звонкий мяч!
Публикация «Статья об одном из эффективных способов развития подвижности у детей с косоглазием и амблиопией „Мой весёлый, звонкий мяч!“» размещена в разделах
Одним из важнейших направлений государственной политики на современном этапе является поддержка и сохранение здоровья, как взрослого, так и детского.
В настоящее время дошкольные учреждения посещают дети в основном со II и III группой здоровья.
Среди детской патологии особое место принадлежит нарушениям зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной системы.
Наиболее распространенной формой глазной патологии в дошкольном возрасте является косоглазие и амблиопия, которые характеризуются разной степенью нарушения зрительных функций.
Изучая особенности физического развития детей с нарушением зрения Л. С. Сековец (1984, М. А. Мишин (1997) пришли к выводу, что зрительная недостаточность, монокулярный характер зрения, характерный для детей с косоглазием и амблиопией, снижает двигательную активность и затрудняет формирование основных параметров движения.
В связи с этим физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ приобретает особую актуальность.
Ведя поиск эффективных способов развития подвижности у детей с косоглазием и амблиопией, мы обратили внимание на то, что любимой игрушкой для многих детей является мяч.
Мяч – первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для него. У малыша каждая рука в отдельности и обе вместе устроены как бы специально для того чтобы удерживать мяч. Удерживая мяч в руках, ребёнок учиться владеть им.
Поэтому мы считаем, что мяч является прекрасным инструментом, который с успехом может быть использован в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с косоглазием и амблиопией.
С помощью мяча можно решать разнообразные задачи:
•развивать общую моторику, ловкость и быстроту реакции;
•регулировать силу и точность движений;
•совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
•развивать деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем;
•активизировать зрительные функции.
Прежде чем приступить к обучению детей подвижным играм и упражнениям с мячом педагогу необходимо познакомиться с основными данными о физическом и психическом развитии каждого ребенка, а именно:
•рекомендациями педиатра, ортопеда, невролога, офтальмолога;
•общим состоянием здоровья ребенка (перенесенные заболевания);
•состоянием опорно–двигательного аппарата и его нарушениями;
•наличием сопутствующих заболеваний;
•состоянием зрительного дефекта;
•состоянием и возможностями сохранных анализаторов;
•состоянием нервной системы.
Специальных подвижных игр и упражнений с мячом для детей с нарушением зрения не существует. Они играют в те же игры, что и нормально видящие дошкольники, но во время организации игр с мячом с детьми с косоглазием и амблиопией следует соблюдать ряд необходимых требований:
1. Учитывать вид косоглазия: для детей со сходящимся косоглазием использовать игры, требующие направления взгляда вверх, вдаль; с расходящимся косоглазием – с направлением взгляда вниз и вблизи.
2. Использовать мячи, окрашенные в один из цветов, - красный, оранжевый, желтый, зеленый, так как они наиболее благоприятно воздействуют на сетчатку глаза.
3. В период лечения детей прямой окклюзией в действиях с мячом лучше использовать озвученные мячи (внутри с пластмассовыми шариками, горохом, так как звуки, которые возникают при движении мяча, помогают ребенку определить направление мяча при движении.
4. При необходимости использовать индивидуальные зрительные ориентиры в виде цветных геометрических фигур.
Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией играм и упражнениям с мячом имеет ряд особенностей:
1. Обучение носит наглядно-практический характер, то есть, дети осваивают все движения, наблюдая за действием педагога и в процессе собственных практических действий с мячом.
2. На начальном этапе обучения педагогу необходимо использовать метод совместно – разделенных действий: брать руку (и) ребенка в свою (и) и совместно с ним выполнять нужное действие.
3. Первоначально все задания, предлагаемые детям, имеют как вербальную, так и невербальную форму выполнения, чтобы дети имели возможность наблюдать речевое поведение взрослого и подражать ему. Показывая какое–либо действие, педагог сопровождает их речью, то есть, использует прием комментирующей речи собственных действий и действий детей. Например: «Я сейчас брошу мяч. Смотри, как я это делаю. Я беру его двумя руками и поднимаю вверх. Теперь я спрячу его за голову и брошу сильно вперед далеко–далеко».
4. Одно и то же упражнение следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у ребенка правильный образ действия. Благодаря многократным повторениям образуются более прочные двигательные навыки: ребенок начинает выполнять действие свободнее, без лишнего напряжения; у него появляется своеобразное чувство мяча.
5. Сопровождение действий с мячом стихотворным текстом помогает сделать задание более понятным, а главное задает ритм выполнения игрового задания.
Предлагаем картотеку подвижных игр и упражнений с мячом, которые могут быть использованы в совместной деятельности с детьми с косоглазием и амблиопией и рекомендованы инструкторам по физической культуре, тифлопедагогам, воспитателям и родителям.
Картотека игр размещена на сайте: dovosp.ru, журнал "Здоровье дошкольника"
Представляю несколько игр с мячом.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СБЕЙ КЕГЛЮ»
для детей 3-5 лет
Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.
Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 мот ребёнка дает ему большой мяч.
Ребёнок присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч) в обозначенном воспитателем (взрослым) месте (цветной кружок или шнур, прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.
Педагог (взрослый) сопровождает свой показ такими словами:
Посмотри, какие кегли. (педагог указывает на кегли.)
Ровно-ровно в ряд стоят!
К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками)
И они уже лежат! (обращает внимание на сбитые кегли.)
Правила: энергично отталкивать мяч двумя руками, смотреть вперед -на кегли.
Дозировка: 3-4 раза.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «САЛЮТ»
для детей 3-4 года
Цель. Развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.
Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Педагог (взрослый) вместе с детьми произносит:
Это не хлопушки:
Выстрелили пушки.
Люди пляшут и поют.
В небе - праздничный салют!
(Дети подбрасывают мячи и ловят их).
По сигналу педагог (взрослого) «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.
Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после слова «салют».
Дозировка: 3-4 раза.
И. М. Вотолкина «Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ»
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИ – БРОСАЙ»
для детей 3-5 лет
Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.
Дети стоят по кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».
Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.
Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно к педагогу двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.
Дозировка: 30 сек.
Е. Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»