Татьяна Тареева
Статья «Ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого, условий среды и природных задатков, но и от уровня культуры его наставника.
А. С. Макаренко отмечал, что со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями. Усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается, будто ни какому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка.
Публикация «Статья „Ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия с детьми“» размещена в разделах
Задача педагога – направить и сопровождать ребенка, т. к. мы – важные учителя – наставники.
Каждый коллектив детского сада оказывает огромное влияние на то, что он будет считать важным в своей жизни, на формирование его системы ценностей.
Как известно, эмоциональное общение взрослого с ребенком закладывает в нем чувство базового доверия или недоверия. Это основа его доброжелательности, коммуникативности. К 6 – 7 годам ребенок начинает дружить с определенными детьми, с теми, кого трудно заметить в игре: появляется возможность оценивать себя и свои возможности с не возможностями сверстников.
В. А. Сухомлинский говорил: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, - ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».
Воспитание ребенка состоит из слов, прикосновений, взгляда.
Всегда надо стремиться установить с детьми доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям достижениям, неудачам, выслушивать детей с вниманием и уважением. Указывая на ошибки детей, делая это мягко, не унижая ребенка перед сверстниками и не ущемляя достоинства ребенка. Стараться откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае невозможности их осуществления, спокойно объяснять причину.
Представлять себе детям возможность самим выбирать занятия по интересам, во время прогулки, в закаливающих процедурах, в свободное время.
Ребенок сам выбирает и оценивает то, чем он будет заниматься. Для этого в группе должны быть такие панно как «Хочу все знать», «Хочу и надо», «Чтобы быть здоровым».
Стараться пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
Так же работать с родителями. Проводить родительские собрание на тему «Посеять в детских душах доброту»,консультации «Необычные комплименты», «Нестандартные игры для детей и родителей», «Общение без слов».
В педагогической работе нужно придерживаться двух принципов:
*. Любить ребенка – любовь облегчает воспитание;
* Обеспечить для ребенка душевный комфорт.
В развитии ребенка неоспоримо огромное значение имеет игра.
Подбор игр помогает раскрыться ребенку как личности. Если ребенок не желает играть – мы его не трогаем, но пробыв в роли наблюдателя и пережив все игровые моменты со сверстниками, ребенок не замыкается, он тихонько включается в игру со сверстниками, но без насилия со стороны взрослого.
Когда ребенок встречает истинное понимание и принятие своего состояния, он преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт и становится способным к личностному росту и развитию. Дети предпочитают играть в такие игры как «Кто больше назовет ласковых слов (обращений)», игра – интервью – «за что я люблю маму», «Вопрос ответ», «Когда не ладятся дела – мне помогает похвала». Дети делятся на пары, определяют, кто из них выступает в роли детей, которых нужно похвалить, а кто в роли родителей.
Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, когда к нему относятся как к равному. Придерживаться такому положению «Не рядом, не над, а вместе!». Группа для ребенка – это теплый дом, где царит семейная обстановка, дети играют в игрушки, рисуют, слушают сказки, участвуют в театральных играх, сюжетно-ролевых играх, в трудовой деятельности, где всегда происходит главное – общение детей друг с другом и с взрослыми.
Задача взрослых – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, включать каждого ребенка в содержательную деятельность. Желательно в группе должны быть традиции «Уроки доброты», «Герб семьи», «Генеологическое дерево» Цель данной традиции – содействовать становлению ребенка как личности. Проводить этические беседы как с одним ребенком, так и с группой детей. В беседах присутствовать понимание, искренность. Такие беседы проводить в режимных моментах, на прогулке, в утренние и вечерние часы, когда дети постепенно приходят в детский сад и уходят домой.
Диалог с ребенком возможен в процессе оказания детям в игровой деятельности, анализе взаимоотношений, на организованных формах образовательной деятельности, в обсуждении и выполнении индивидуальных поручений.
Ребенок раскрывается как личность в выставках рисунков, поделок, памятных сувениров, в изготовлении пригласительных билетов, поздравительных открыток.
Воспитатель ориентируется на реального ребенка и принимает его таким, какой он есть, как данность, пытаясь строить свои воспитательные взаимодействия сообразно особенностям индивидуальности каждого ребенка.