МААМ-картинки

Ролевая игра дошкольников и её особенности

Татьяна Захарова
Ролевая игра дошкольников и её особенности

С. Л. Рубинштейн: "Основное значение сюжетно-ролевой игры состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв, какую-то роль ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности : он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность. "

Публикация «Ролевая игра дошкольников и её особенности» размещена в разделах

Несколько этапов особенностей сюжетно – ролевой игры дошкольников :

1. Сюжетно-ролевая игра является самостоятельной деятельностью, это продукт, который создают сами дети. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, принимают решение, как станут распределять роли. Реализация своего замысла, позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Дети, объединившись в сюжетно-ролевую игру, по желанию выбирают партнеров, регулируют взаимоотношения, устанавливают игровые правила, следят за их выполнением.

2. Воображаемая ситуация - основа сюжетно-ролевой игры.

Наиболее явно в игровой ситуации выражено разделение действительности на реальную и символическую.

Сюжет, роль и связанные с ней действия, включает в себя воображаемая ситуация.

3. Сюжет это сторона действительности, которая находит отражение в игре,

в нём выражено отношение ребенка к миру. Сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний.

Наиболее распространенными сюжетами являются:

-профессиональные («доктор», «парикмахерская»)

-военизированные («моряки», «МЧС»)

-созидательные (строительство);

-поиска и открытия (путешествия, «космос»);

-связанные с искусством («цирк», «театр»);

-сказочные;

-фантастические;

-этнографические («в индейцев»).

4. Игровые действия

Действительность в игре представлена условно.

Основной механизм существования игры – действия замещения (условные игровые действия).

Особый вид замещения – обозначение игрового пространства, при помощи предметов-маркеров игрового пространства, а потом в речи.

Существенная особенность игры и её содержания – отношения между людьми, которые являются объектом моделирования и экспериментирования в игре.

Содержанием игры становятся ситуации:

-ребенок активно действует наравне со взрослыми (сам ест, одевается)

-ребёнок выступает как объект действия взрослого (его лечит врач, стрижет парикмахер)

- ребенок вовлечен в сопереживание в процессе восприятия искусства (игры по содержанию мультфильмов и сказок).

5. Роль это образ, который ребенок принимает на себя по договоренности с другими играющими или добровольно.

Роли могут быть самыми разнообразными. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения:

сказочные, карнавальные роли (Дед мороз, Волшебник, Пират, Баба Яга, роль животного.

роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги;

роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач);

семейная роль (мама, папа, дочка, сын);

этнографические роли (индеец).

6. Современный педагог должен обратить внимание на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны подготовка к школьному обучению, занятия, природа ребенка требует реализации потребности в игре.

На сегодняшний день, игровая субкультура дошкольников сильно изменилась, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.

7. Принципы организации

сюжетно-ролевой игры :

Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

На каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Одновременно, при формировании игровых умений, ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

8. Как играть с детьми

Воспитатель начинает с наблюдения за играми детей, выявляет их игровые умения и интересы.

В процессе воспитатель обращает внимание на начало игры (кто инициатор)

на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, эмоции) в конце игры должно быть логическое завершение.

9. Развитие сюжетно-ролевой игры :

Прямое развитие игры связано с влиянием педагога на детей через собственное ролевое поведение, участие педагога в игре как равного партнера. Педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и тд. Отношения становятся партнерские, равноправные. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущение, что их «обучают» в игре.

Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного отношения детей к явлениям окружающей действительности (экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры, создание развивающей предметно-игровой среды, которые могут отражаться в игре.

10. Игровая позиция воспитателя - умение быть партнером ребенка в игре. Включает в себя:

- ярко выраженный интерес педагога к играм детей;

- рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;

- инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка) как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;

- эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;

- креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

11. Приём инфантализации (Е. Е. Кравцовой)

Воспитатель должен “мешать” детям играть так, как они привыкли, должен разрушать сложившиеся эталоны. Внезапно кричит: “Ой – ой, я забыла деньги на проезд!” Нарушается привычный ритм. Дети решают купить мне билет. Только взяли билет, только успокоились, снова неожиданность: начинает выходить не на той остановке. ”

12. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей Создание современной предметно – игровой среды

Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности и ее результата;

Наличие игровой позиции, в которой сочетаются прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;

Последовательное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер-координатор-наблюдатель);

Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников;

Направленность педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;

13. Этапы педагогической технологии

I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре: наблюдения, рассказы, беседы. Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

II этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») :

-определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

-создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

-совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.

Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Главным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем взрослого человек ("Я - космонавт", "Я- мама", "Я- доктор", но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль продавца, доктора или шофёра невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как средство разностороннего развития личности и ранней профориентации дошкольников Период дошкольного детства по праву называют игровым этапом жизни. Этому есть подтверждения в различных психолого-педагогических источниках.

Сюжетно-ролевая игра «Строители» .

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ»Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ» Введение «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Сюжетно-ролевая игра «Дом мод» Конспект сюжетно-ролевой игры «Дом моды» (подготовительная группа) Цель: 1. Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации дошкольников с ОВЗ https://youtu.be/iWuWU903fUMhttp://www.maam.ru/detskijsad/kak-polzovatsja-redaktorom-v-blogah.html Задержка психического развития характеризуется.

Сюжетно-ролевая игра «Лиса» 1. Занятие «Составление рассказа об игрушке» Цели. Познакомить детей с отличительными признаками лисы. Учить детей сочинять небольшие описательные.

Сюжетно-ролевая игра «МЧС» Цель: Формировать представление о работе МЧС Задачи: - Закрепить знания детей по пожарной безопасности. - Закрепить знания о составе команды.

Сюжетно-ролевая игра «Музей» Цель: Создание социальной ситуации развития, через игровую деятельность. Задачи: 1. Создать условия для формирования умения у детей самостоятельно.

Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе в Игра-парк» в средней группеСюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе в Игра-парк» в средней группе Цель: развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте. Задачи: помочь создать игровую обстановку, воспитывать коммуникативные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ролевая игра дошкольников и её особенности
Опубликовано: 4 декабря 2019 в 20:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД