Лучший педагог года

Возрастные особенности выразительности речи детей дошкольного возраста

Журина Нелли Андреевна
Возрастные особенности выразительности речи детей дошкольного возраста

Статья на тему:

Возрастные особенности выразительности речи детей дошкольного возраста

Выразительная речь ребенка

Вопросом изучения возрастных особенностей формирования интонационной выразительности детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А. Н., Хватцев Е. М., Швачкин Н. Х. и др.

Публикация «Возрастные особенности выразительности речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В речи младшего дошкольника также обнаруживается преобладание ритма и интонации над словом. Наблюдаются случаи, когда в детском саду дети улавливают ритм песни, не различая всех ее слов. Однако с развитием словесной речи ритм и интонация начинают играть служебную роль, они подчиняются слову.

Ритм и интонация речи и стихах начинают уступать ведущее место слову. Слово сначала в речи, затем в стихах становится носителем смысла, а ритм и интонация превращаются в своего рода аккомпанемент словесной речи. Это, бесспорно, является прогрессивным фактором. Однако одновременно с этим перестройка ритма и интонации речи таит в себе опасность: слово может настолько оттеснить ритм, что фактически речь ребенка теряет свою выразительную красочность и ритмичность.

Психологи Д. Б. Эльконин, А. Н., Гвоздев, Л. С. Выготский и др. и методисты О. С. Ушакова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, А. М. Бородич, М. М. Алексеева, В. И. Яшина и др. выделяют следующие особенности развития речи старших дошкольников :

Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.

Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.

У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.

Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности : могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т. д. Они умеют уже пользоваться темпом речи : говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.

У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).

Дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

Как показывают исследования психологов, воспитателей-практиков, не все дети старшего дошкольного возраста в одинаковой степени владеют перечисленными навыками. Педагогическое наблюдение за речью детей позволило выделить следующие группы дошкольников :

дети, имеющие выраженную эмоциональную речь. Они не стесняются в присутствии сверстников или взрослых.

дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются.

дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений закрепляющие их и демонстрирующие в дальнейшем.

дети, имеющие очень низкие эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.

Чтобы добиться сознательной выразительности речи, необходима тщательная работа. Кроме того, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Ключевыми направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются :

диалогическая и монологическая речь;

развитие речевого творчества, выразительности речи;

развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

подготовка к чтению, чтение.

Как правило, в старшем дошкольном возрасте дети овладевают произношением всех типов звуков родного языка. При чтении стихотворных произведений, литературы разных жанров, ребенок использует разные средства интонации: ритм речи, темп речи, логическое ударение.

Для детей старшего дошкольного возраста, выразительность речи является одной из самых необходимых характеристик как средства общения, в которой выражается отношение ребенка к окружающему его миру.

Выразительность речи появляется в том случае, если ребенок в своей речи стремится передать не только собственные знания, но прежде всего чувства, отношения.

Выразительностью речи называются такие свойства ее структуры, с помощью которых поддерживается интерес и внимание слушателя. Выделено несколько критериев и показателей выразительности речи детей дошкольников :

интонационные – интонация, темп, громкость, ритм;

визуальные – поза, мимика, жестикуляция.

Выразительность речи у детей дошкольного возраста формируется в подражании взрослым, их способности выражать собственные мысль с помощью интонации, мимики и разнообразных жестов. Активность развития проявляется при естественном, свободном пересказывании, которое не отягощено условием оценивания и контроля со стороны взрослых, однако, положительная оценка со стороны взрослого на речевые высказывания ребенка очень важны, так как являются дополнительным стимулом к его выразительной речи; ритмическому речевому материалу, в котором присутствует отношение ребенка к тому, или иному событию, которое отражено в тексте.

Отечественный психолог Лев Семёнович Выготский в своих исследованиях отмечал, что суть процесса развития индивида заключается в его постепенном вступлении в человеческую культуру посредством овладения особыми «орудиями ума». Прежде всего, к ним относятся речь и язык, всегда стоящие между миром и человеком, и являющиеся средствами открытия для субъекта более значительных сторон окружающего его мира. Кумулятивная накопительная функция родного языка, позволяет рассматривать его как одним из важнейших каналов духовного развития личности.

При недоразвитии или плохом развитии речи, у детей страдают психические процессы такие как: память, внимание, восприятие и логическое мышление. Таким образом, детям старшего дошкольного возраста нужно активно развивать навыки общения. Важным качеством для ребенка дошкольника является умение владеть интонацией, голосом, умение модулирования голоса в зависимости от обстановки, где он находится, несмотря на то, будь это общение со сверстниками или взрослым, в игровой или учебной деятельности, или в повседневной жизни.

В связи с яркими образами и отношением ребенка к событию, которое отражено в тексте, одним из средств формирования речевой выразительности является сказка. Основные эффективные педагогические условия заключаются:

в приобщении ребенка к общечеловеческим ценностям устного народного творчества, как наиболее понятный и близкий для дошкольника литературный материал;

создании красочных художественных образов произведения; самостоятельном и творческом использовании дошкольниками вербальных и невербальных, образных средств выразительности речи в игровой и художественно-речевой деятельности.

В возрасте 6 – 7 лет правильное произношение звуков становится нормой. При сравнении собственной речи и речи взрослых, дошкольники могут обнаруживать свои речевые недостатки.

Ребёнок в старшей группе детского сада может свободно использовать средства интонационной выразительности : грустно, весело или торжественно читать стихи; регулирование громкости голоса и темпа речи, зависящие от ситуации (тихо рассказывать собственные секреты или громко читать стихи на празднике и т. д.). Дети – дошкольники, общаясь со сверстниками, сознательно изменяют силу и высоту своего голоса, пользуясь при этом разнообразными интонациями:

восклицательной;

вопросительной;

повествовательной.

Дети старшего дошкольного возраста учатся применять слова в точном соответствии с их смыслом, произносить правильно, осваивая слово в целостности его звучания и значения.

Ребенок начинает применять в своей речи обобщающие слова, антонимы, синонимы, многозначные слова, разнообразные оттенки значений слов. В этом возрасте детский словарь активно пополняется и включает в себя: существительные, которые обозначают названия социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д., профессий (хирург, инженер, актер и др.); глаголы, которые обозначают разнообразную трудовую деятельность людей разных профессий; прилагательные и наречия, которые отражают качество действий, отношение людей к своей профессиональной деятельности; использование синонимов, антонимов; слова, которые обозначают различные материалы, из которых сделаны те или иные предметы (деревянный, железный, бумажный и др.).

Ребенок 6 – 7 лет может употреблять в речи сложные грамматические случаи, такие как: несклоняемые существительные и существительные родительного падежа в множественном числе; соблюдать орфоэпические нормы языка; способность к звуковому анализу простых трёх-звуковых слов.

Старшие дошкольники обучаются самостоятельному построению игровых и деловых диалогов, овладевая правилами речевого этикета, а также применению прямой и косвенной речи. В монологах описательного и повествовательного характера, дети способны передать настроение героя, его общее состояние, отношение к событиям, употребляя сравнения и эпитеты.

В области чтения у ребёнка 6 – 7 лет происходит пополнение разнообразными произведениями с различной тематикой, в том числе связанные с семейными проблемами, взаимоотношениями со сверстниками и взрослым, с историей страны и т. д. Дошкольники способны удержать в своей памяти большой объём информации, в его доступ попадает чтение с продолжением. Практический анализ текста и работа с иллюстрациями оказывать содействие для формирования читательских симпатий, углубления читательского опыта. К 6 годам дети свободно называют свои имена, фамилии, адрес проживания, имена родителей и кем они работают.

Из всего вышеизложенного следует вывод о том, что речевая выразительность позволяет старшему дошкольнику ярче проявлять себя в разнообразных видах деятельности, а прежде всего, в художественной и игровой. Выразительность характеризуется не только уровнем развития детской речи, но и особенностями личности, включая в себя общительность, эмоциональность, открытость и т. д.

Используемая литература:

Акулова О. В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. – М. : Центр педагогического образования, 2013. – 240 с.

Веселова, Е. С. Методическая на тему: Интонационная выразительность детей дошкольного возраста / Е. С. Веселова //Социальная сеть работников образования nsportal.ru — 2017. [Электронный ресурс]. URL :https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/12/24/intonatsionnaya-vyrazitelnost-detey-doshkolnogo

Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. : Академический проект, 2014.

Немов, Р. С. Психология- учебник для высших педагогических учебных заведений / Р. С. Немов – М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2014.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности выразительности речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 13:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД