Ирина Щепетинникова
Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю:
заведующий ДОО
___Ф. И. О.
Составила:
зам. заведующего по ВМР
Ф. И. О.
Принято:
на заседании педагогического совета
ДОО
Протокол № ___ от___2020 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Основная характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста (с 2-х до 7 лет)»
Возраст/Основное развитие
2-3 года Вторая группа раннего возраста.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.
Публикация «Методические рекомендации „Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность.
Продолжает развиваться понимание речи: ребенок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь, активный словарь достигает 1500-2500 слов. К концу 3-его года жизни речь становится средством общения со сверстниками.
Широко используются действия с предметами-заместителями. Игра носит процессуальный характер.
Ребенок способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет: появляется собственно изобразительная деятельность. Типичным является изображение человека в виде «головонога»- окружности и отходящих от нее линий.
Совершенствуется слуховое восприятие и фонематический слух. Основной формой мышления является - наглядно-действенное мышление, но уже имеются и задатки наглядно-образного мышления: ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит цель, намечает план действий. Начинает складываться произвольность поведения, обусловленная развитием орудийных действий и речи. Для данного возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность, зависимость от чувств и желаний. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет, который сопровождается отрицательными проявлениями: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми. Ребенок осознает себя как отдельного человека, у него формируется образ Я.
3-4 года Младшая группа.
Ребенок выходит из семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Желание выполнять общественную функцию приводит к противоречию с реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Продолжительность игры пока небольшая. Основное содержание игр – действия с игрушками и предметами-заместителями. Игры с правилами в этом возрасте только начинаю формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В изображениях, в основном, отсутствуют детали. Графические образы бедны. Может использоваться цвет. Для развития мелкой моторики большое значение имеет лепка. Доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и замыслу. К концу младшего дошкольного возраста дети способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, воспринимать до 5 форм и до 7 и более цветов.
Развиваются память и мышление (наглядно-действенное). По просьбе взрослого дети могут запомнить 5-6 названий предметов, 3-4 слова, отрывки из любимых произведений. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение, которое особенно проявляется в игре, при использовании заместителей.
Взаимоотношения обусловлены нормами и правилами, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением взрослого (воспитателя) Поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, половая идентификация, проявляющаяся в выборе игрушек и сюжетов.
4-5 лет Средняя группа.
В игре появляются ролевые взаимодействия, которые выполняются ради смысла игры, происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. Значительно развивается изобразительная деятельность, дети совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности: дети могут вырезать ножницами, наклеивать изображения и т. д. Усложняется конструирование, постройки могут включать 5-6 деталей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики (развиваются ловкость, координация движений, равновесие, усложняются игры с мячом). Развивается восприятие, память. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят о поручениях взрослых, могут выучить небольшое стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Для детей этого возраста характерны: сохранение количества, объема и величины. Продолжает развиваться воображение, ему характерны произвольность и оригинальность (придумывание сказки на заданную тему). Увеличивается устойчивость внимания: уже доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. В общении со сверстниками речь носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Ведущим в содержании общения ребенка со взрослым становится познавательный мотив, а важным – похвала.
Возрастной феномен – повышенная обидчивость. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Появляются партнеры по игре. Формируются группы, в которых выделяются лидеры. Вместе с тем, возникают соревновательность и конкурентность. Развивается образ Я, его детализация.
Основные достижения данного возраста: развитие игровой деятельности, появление ролевых и реальных взаимодействий, развитие изобразительной и конструктивной деятельности, совершенствование восприятия, развитие образного мышления и воображения, памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появление обидчивости, соревновательности со сверстниками, дальнейшее развитие образа Я.
5-6 лет Старшая группа.
Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей по содержанию и интонации взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства с условными границами «центр» и «периферия». Действия детей становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Наступил возраст наиболее активного рисования (до 2000 рисунков в год) Рисунки различны по содержанию, могут иллюстрировать фильмы, книги и воображаемые ситуации, отличаться оригинальностью композиционного характера, передавать статичные и динамичные отношения, приобретать сюжетный характер. Изображение человека становится детализированным и пропорциональным. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает процесс постройки. Может быть использован деревянный конструктор, смена деталей в зависимости от имеющегося материала, схемы, по замыслу, из бумаги, природного материала. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины, строения предметов, систематизируются представления детей. Но есть трудности при анализе пространственного положения объектов.
Продолжает развиваться образное мышление (использование адекватных возрасту мыслительных средств, наглядного моделирования, комплексных представлений о системе признаков). Продолжают совершенствоваться обобщения как основа словесно-логического мышления, освоение мыслительных средств. Дети способны рассуждать и давать причинные объяснения. Активно развивается воображение, особенно при условии проведения специальной работы. Развиваются устойчивость, распределение и переключение внимания. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному.
Продолжает развиваться речь: звуковая сторона, фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов и в сюжетно-ролевой игре, связная речь. Совершенствуется грамматический строй речи, становится богаче лексика. Дети занимаются словотворчеством. В игровой деятельности идет распределение ролей, структурируется игровое пространство. Развивается образ Я.
6-7 лет Подготовительная к школе группа.
Игровые действия детей становятся более сложными. Игровое пространство усложняется, в нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Дети могут менять свое поведение, способны отслеживать поведение друг друга. Исполнение роли акцентируется самой ролью и тем, в какой части пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может взять на себя новую роль, сохранив ранее взятую. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается цветовая гамма. Образы, передаваемые из окружающей жизни и литературных произведений, становятся сложнее. Более явными становятся различия между девочками и мальчиками, так мальчики изображают космос, технику, военные действия, девочки - принцесс, балерин, бытовые сюжеты (мама и дочка, комната). Изображение человека еще более детализировано и пропорционально. Появляются пальцы на руках, подбородок, глаза, рот, нос, брови. Одежда украшается деталями. Формируются художественно-творческие способности. В конструктивной деятельности дети свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек, определяют их форму на основе сходства со знакомыми объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, используется зрительная ориентировка, необходимый материал. Дети точно представляют последовательность выполнения постройки, способны выполнять сложные постройки (по собственному замыслу и условиям). Могут освоить сложные формы сложения листа бумаги, что важно для углубления пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Уже доступны целостные композиции, включающие фигуры людей, животных, по замыслу и др.
Продолжает развиваться восприятие, образное мышление, навыки обобщения и рассуждения, воображение, внимание. Произвольность сосредоточения достигает до 30 минут.
Развитие речи в данном возрасте: совершенствуются звуковая сторона, лексико-грамматический строй, связная речь, расширяется словарь, активизируется употребление обобщающих существительных, антонимов, синонимов, прилагательных. Развивается диалогическая и монологическая речь.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира как части человеческой культуры, форм позитивного общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста (7-ми годам жизни) ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет в дальнейшем успешно учиться и социализироваться в условиях школы.
Примечание: Методические рекомендации составлены на основе программы «От рождения до школы» - Основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 г.