Валентина Черенкова
Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Первостепенную роль на всех этапах познания играет чувственный опыт ребёнка, который формируется в ходе непосредственного контакта с природными и социальными явлениями. Для развития компетентности ребёнка в сфере отношений к миру людям, себе мы строим образовательный процесс в детском саду так, чтобы ребёнок был включён в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умело сочетая репродуктивную и исследовательскую деятельность, совместные и самостоятельные, подвижные и статичные формы детской активности. В своей работе я учитываю образовательной потребности детей на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям, создания развивающей среды по познавательным потребностям и половым различиям.
Публикация «Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Организацию воспитательно-образовательного процесса основываю на Концепции дошкольного образовательного учреждения, где отражены три блока:
1. Специально организованное обучение.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
3. Самостоятельная деятельность ребёнка.
Главное направление моей работы – правовое и патриотическое воспитание детей и родителей. Правовое воспитание детей и защита их прав – это самая актуальная проблема 21 века во всём мире. И объясняется она рядом причин.
-социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях;
- институт семьи и брака в России становится всё менее популярным;
- снижается воспитательный потенциал семьи.
В следствие продолжающихся кризисных явлений в общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти местного самоуправления, военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях.
Проблема патриотического воспитания как и проблема правового воспитания становится одной из актуальнейших.
Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношений к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.
Используемые мною методы и приёмы патриотического воспитания разнообразны. В своей работе я учитываю психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обострённость первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и другие). Проводя работу с коллегами, родителями, я учитываю то, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и разнообразными объектами, которые окружают ребёнка. Работая с детьми и родителями по социально-нравственному и правовому воспитанию, я поняла, что существует проблема – многие взрослые и дети не знают содержания документов, статей защищающих права ребёнка, а значит и не могут реализовать их в жизни. Для решения этой проблемы в детском саду в 2008 году была создана творческая группа. Целью стала пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе. Совместная деятельность взрослого и ребёнка стала главной формой по формированию у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям.
Деловая игра с коллегами «Знаем ли мы права детей?» показала заинтересованность педагогов в изучении документов по защите прав детей. Я разработала рекомендации для педагогов и родителей по правовому воспитанию. Для реализации одной из задач по социально-нравственному воспитанию ребёнка мною был разработан блок «Правовое воспитание дошкольников».
Основные технологии и приёмы, на основе которых конструируется образовательно-воспитательный процесс по социально-нравственному и правовому развитию ребё нка:
1. Игра – ведущий вид деятельности ребёнка.
2. Моделирование и анализ ситуации.
3. Импровизация.
4. Использование технических средств.
5. Использование символов, схем.
6. Здоровьесберегающая технология.
7. Целевые прогулки к памятным местам города.
8. Совместная работа с областным краеведческим музеем.
Мною был организован кружок «твои права». Изучение прав и социально-нравственных понятий базируется на личностно-ориентированном взаимодействии с детьми. Большое значение для повышения познавательной активности имеет наглядность, использование схем, символов, моделей, закрепление материалов в продуктивном виде деятельности. Динамика успешности освоения детьми правовых и социальных норм показали следующие результаты:
- повысились уровень правового мировоззрения детей и навыки коммуникативного общения. Это отражено в диагностических параметрах:
1. Общие представления о правах детей.
2. Нравственные представления.
3. Реализация норм поведения в коллективе (коммуникативные навыки общения.
4. Развитие эмпатийного и толерантного поведения.
5. Навыки адекватного поведения в нестандартных и экстремальных ситуациях.
Цель моей дальнейшей работы – интересно и творчески решить трудные и благородные задачи – правовое воспитание и воспитание юного патриота своей Родины. Меня радуют мои воспитанники, получившие азы правового нравственного воспитания, которые активно участвуют в общественных делах класса, школы, о чём свидетельствуют положительные отзывы педагогов.