Статья «Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения». Часть 2

Лариса Карасаева
Статья «Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения». Часть 2

3. Психологический комфорт.

Современные исследователи сходятся во мнении, что динамичный мир, который полон н неожиданностей, постоянных стрессовых ситуаций отрицательно сказывается на психике человека и её необходимо начинать укреплять с дошкольного возраста. Необходимо развивать эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности – умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия.

Ступая на порог класса, ребенок сталкивается с рядом трудностей. Скорость и успешность его адаптации к новым условиям будет напрямую завесить от умения преподать себя как личность и выстроивать взаимоотношения со сверстниками и учителями, способностями справляться с трудностями и преградами.

Развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольника весьма актуальна она является фундаментом личности человека, который определит его дальнейшую жизнь.

Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления [4].

Создание эмоционального фона, поддержание его положительного настроения, укрепляет психическое и физическое здоровье ребёнка. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться, любить – этому научиться сложно. Перед дошкольным учреждением и семьей ребенка должна стоять задача научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания, избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

Работа по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей содержит в себе, например, такие методы, как:

• игротерапия (словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения);

• сказкотерапия, даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т. п., учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства;

• театрализация (разыгрывание небольших сценок, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение; обучение понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках);

• беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций;

• использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, картин; схем, пиктограмм, графических изображений, символов;

• прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений с целью снятия стрессовое состояние.

Одна из разновидностей игротерапии, реализующийся нашим детским садом – пескотерапия. Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг первый отметил терапевтический эффект игры с песком. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит…Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще важно, что игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Успешность психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6-7 лет к условиям школьного обучения зависит от систематичности проводимой работы и, несомненно, это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей. Многие мамы и папы ошибочно считают, что для поступления в школу достаточно лишь научить малыша чтению и счету до десяти. Необходимо проводить просветительскую работу с семьями воспитанников и оказывать им квалифицированную помощь.

Методическая работа должна включать в себя, например, такие пункты:

- консультирование и просвещение родителей и педагогов в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе;

- взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации;

- психологическая коррекционно-развивающая работа в период адаптации детей к условиям школьного обучения.

Список источников.

1. Безруких М. М «Учить писать дошкольника? - Категорически нет!» http://dob.1september.ru/2002/06/3.htm

2. Зыбцева Е. А. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac45.htm

3. Левшенкова Г. Н. Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. Наро – Фоминск. Изд.: Наро-Новость, 2011.

4. Рыженко С. И. Программа психокоррекции эмоционально-волевой сферыдетей старшей и подготовительной к школе групп «Настроение». http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/library/psikhokorrektsionnaya-programma-nastroenie-dlya-detei-5-7let

Публикации по теме:

План работы с родителями в подготовительной группе на 2012–2013 учебный год ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ 1. Оформление стенда. 2. Выставка литературы. 3. Выставка рисунков..

Заикание Заикание – одно из распространённых нарушений речи среди детей дошкольного возраста. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Осень
Автор публикации:
Статья «Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения». Часть 2
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 08:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет о проведении осенней выставки в детском саду
Выставка детско-родительских работ «Осенняя фантазия»Подготовили:Ожева Н. Н, ПрилепкоЕ. А( Младшая группа. Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки...
Фотозарисовки с музея-заповедника Херсонеса Таврического
Доброго времени суток всем, кто заглянул на мою страничку. Город-герой Севастополь бережно хранит свою богатейшую историю и отличается своим неповторимым...
Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...