Любовь Вымолова
Статья «Педагогическая готовность родителей как одно из условий успешного обучения ребенка в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Вымолова Л. Б., Хоменко И. А.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИХ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ.
В современной науке широко изучается готовность к школе ребенка, этому посвящено много исследований. Например, работы Айзмана Р. И., Венгера Л. А., Волкова Б. С., Гуткиной Н. И., Эльконина Д. Б. и др. Однако мы считаем, что сегодня нужно говорить о готовности семьи к началу регулярной образовательной деятельности ребенка. Неготовность родителей к обучению их детей к школе является, на наш взгляд, более серьезным фактором в обучении, чем неготовность самих детей, так как все усилия педагогов могут сойти на нет, из-за отсутствия поддержки семьи, либо неадекватных установок родителей. Отсутствие исследования готовности родителей к поступлению их ребенка в школу и путей ее формирования подтверждает необходимость и актуальность разработки данной проблемы и рассмотрения данного вида готовности как особого феномена.
Публикация «Статья „Педагогическая готовность родителей как одно из условий успешного обучения ребенка в школе“» размещена в разделах
Анализируя проблемы родителей, педагогов и детей на этапе поступления ребенка в школу, И. А. Хоменко определила 4 составляющие готовности родителей к обучению их детей в школе :
1. Психологическую
2. Материальную
3. Социально-юридическую
4. и педагогическую готовность родителей.
При подготовке родителей к обучению их детей в школе И. А. Хоменко выделяет следующие позиции, которые необходимо учитывать:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ готовность родителей
знание:
- Основных психологических законов обучения и развития человека
- Основных методов диагностики психологических проблем детей
- Критериев психологической готовности к школе ребенка и его семьи
осознание:
- Своих особенностей, комплексов, установок (амбиций)
владение:
- Методами релаксации и саморегуляции
- Способами установления эмоциональной связи с ребенком
- Методами решения и конфликтов
МАТЕРИАЛЬНАЯ готовность родителей
знание:
- Основных материально-технических потребностей ребенка
- Характеристик безопасных (полезных) детских товаров
осознавание:
- Своих реальных материальных возможностей
умение:
- Оптимально подобрать и приобрести необходимый инвентарь для ребенка
- Ориентироваться в существующих товарах и услугах
- Распоряжаться бюджетом и планировать на перспективу
- Организовать быт ребенка-ученика
СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ готовность родителей
знание:
- Основных законов, касающихся здоровья, обучения и соблюдения прав ребенка
- Ресурсных центров помощи семье и ребенку
осознавание:
- Уровня ответственности за жизнь, здоровье и образование своего ребенка
владение:
- Навыками поиска необходимой информации
- Навыками по отстаиванию своих прав и прав ребенка
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ готовность родителей
знание:
- Требований и возможностей системы образования
- Особенностей ребенка и уровня его готовности
- Критериев выбора школы и учителя
- Способов развития ребенка и сохранения его здоровья
осознание:
- Своей роли в образовании и развитии ребенка
- Образовательных запросов
- Своих ценностей (смыслов)
умение:
- Организовать процесс обучения и развития ребенка
- Ориентироваться в информационных источниках
- Самообразовываться [4].
Остановимся более подробно на педагогической готовности родителей.
В современной педагогике принято говорить о понятии компетентности. Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения. По мнению Н. Ф. Талызиной, Н. Т. Печенюка, Л. Б. Хихловского, В. Д. Шадрикова, Р. К. Шакурова, В. М. Шепеля и др. «компетентность» предполагает владение знаниями, умениями, навыками и жизненным опытом [5].
В русском электронном «Викисловаре» понятие «Компетентность» трактуется как наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Одним из важных показателей педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе, служит педагогическая компетентность родителей :
- умение ставить и развивать воспитательные задачи;
- владение основными приемами по их реализации;
- умение анализировать свой опыт;
- умение прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий;
- умение создать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества;
- умение изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка;
- умение учитывать потребности ребенка не в ущерб собственным;
- устойчивое психоэмоциональное состояние;
- адекватная самооценка;
- спокойствие и уверенность;
- применение оригинальных приемов в воспитании ребенка
Уровни педагогической компетентности родителей :
Высокий. Умеет ставить и развивать воспитательные задачи, анализировать свой опыт; наладить с ребенком полноценные отношения сотрудничества; адекватная самооценка, уверенность.
Средний. В основном знает способы продуктивного общения с ребенком, но не всегда может применить их на практике; часто не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, предъявляя к нему неадекватные требования; не всегда уверен в поставленных целях воспитания и своих возможностях для их осуществ-ления.
Низкий. Имеет фрагментарные знания по воспитанию детей; использует традиционные стили воспитания, не задумывается о последст-виях; действует наобум, в зависимости от своего настроения; самооценка неадекватная, не уверен в себе [1].
В нашем исследовании готовность родителей к обучению их ребенка в школе мы отождествляем с готовностью личности к деятельности. Современный подход определяет результативность деятельности по совокупному набору компетенций.
Компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью [3].
Таким образом, под готовностью родителей к обучению их детей в школе мы понимаем совокупность компетенций родителей по проектированию и реализации образовательного маршрута ребенка без ущерба для его развития.
Анализ теоретических источников позволил нам сформулировать определение понятия «Педагогическая готовность родителей» : Это совокупность компетенций родителя, необходимых для осуществления образовательного процесса ребенка.
Литература:
1. Директору школы о сотрудничестве с родителями/ Под. Ред. д. п. н., проф. А. С. Роботова, к. п. н. И. А. Хоменко, к. п. н., доц. И. Г. Шапочникова. - М. : Сентябрь, 2001. – 176 с.
2. Русский Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki/компетентность
3. Словарь по экономике и финансам. Глоссарий. ру https://slovari.yandex.ru/dict/glossary
4. Хоменко И. А. Проблемы педагогической диагностики семьи в современном образовании// Образование и семья: проблемы диагностики. Материалы международной научно-практической конференции, 19-20 апреля 2007г., Санкт-Петербург/ Под общей ред. И. А. Хоменко. - СПб. : Издательство «Борей АРТ», 2007 – с. 5 – 15.
5. Шапошников К. В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков. Автореферат дис. …канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2006. - 26 с.