Папки-передвижки

Статья «Психологическое сопровождение педагога в процессе построения индивидуальной траектории саморазвития»

Оксана Черкасова
Статья «Психологическое сопровождение педагога в процессе построения индивидуальной траектории саморазвития»

Развитие образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Психологическая служба образовательного учреждения не может быть в стороне от этих позитивных изменений. В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача психологической службы заключается в сопровождении педагога.

Публикация «Статья „Психологическое сопровождение педагога в процессе построения индивидуальной траектории саморазвития“» размещена в разделах

Под психологическим сопровождением мы понимаем систему организационных, дидактических, обучающих, развивающих мероприятий для педагогов и их направленности на создание оптимальных условий. Сущностной характеристикой сопровождения в данном подходе- является создание условий для перехода к «самопомощи». То есть, в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции «Я не могу», к позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными профессиональными трудностями».Помогает открыть скрытые ресурсы личности в опоре на его возможности и создание на этой основе условий способствующих построению индивидуальной траектории саморазвития педагога.

Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога в нашем образовательном учреждении является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности. Важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе, в своем развитии.

В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода.

Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации МАДОУ и ее психологической службы, активная позиция психолога МАДОУ в процессе создания условий для саморазвития личности педагога и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания. В настоящее время установлена и раскрыта ведущая роль психологической службы в процессе стимулирования личностного саморазвития педагога, так как от педагога требуется» готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.

Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» и как «самосозидание». Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность.

Образование может развиваться инновационно, сотрудничая с психологом на всех этапах инновационной деятельности.

Психолог в работе с педагогом может выступать помощником, фасилитатором, внушающим ему уверенность в собственных силах, просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание, собеседником, способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции чем воспитатель, но понимающий и принимающий позицию педагога, игротехником, создающим ситуацию рефлексивного анализа. Педагогом своего опыта, методистом-носителем культуры, партнером по педагогической деятельности, совместно практикующим программы или игры.

Содержание деятельности психолога по сопровождению педагога в построении индивидуальной траектории саморазвития предполагает :

1. Психологическую диагностику кадров (подбор диагностических методик для оценки профессиональной компетентности, оценка Личностного роста, готовность к инновационной деятельности оценка творческого потенциала и др.)

2. Выявление мотивов участников на начальном этапе работы по саморазвитию.

3. Участие и составление программы индивидуальной и групповой работы с коллективом (тренинги, консультации)

4. Прогнозирование результата с позиции психологического аспекта.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практической деятельности позволяет выделить следующие критерии эффективности процесса саморазвития педагога :

-способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития

-доминирование в структуре педагогической деятельности действий, направленных на профессиональное обновление, на изменение своих способов деятельности,

-осмысление собственных профессиональных затруднений и корректировка деятельности,

-поэтапное целеполагание своей педагогической деятельности, ее моделирование и прогнозирование

-самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности

-изменение в мотивационной сфере,

-развитие способности реализовать свой творческий потенциал.

Таким образом, в процессе реализации инновационной деятельности каждый педагог нуждается в специальной системе психологического сопровождения его личностного развития, оптимизации профессиональной компетентности и поддержания позитивного психологического климата. Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагогах - создать условия для переподготовки, подумать как, устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально и морально, чтобы не сломать его или наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего не измениться.

Публикации по теме:

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Семинар-практикум для педагогов «Сказка — ложь, да в ней намек…» Одна из основных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно- образовательной работы, создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Психологическое сопровождение педагога в процессе построения индивидуальной траектории саморазвития»
Опубликовано: 7 мая 2014 в 17:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД