Получи документы

Пути решения социально-педагогических проблем неполной семьи

Татьяна Мокроусова
Пути решения социально-педагогических проблем неполной семьи

Современная ситуация в Российской Федерации (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила проблемы семьи, которые приобретают все большую актуальность.

Российская семья отличается своей нестабильностью, развитием процессов кризисных явлений в семье, увлечением числа конфликтных семей, следствием чего является развод родителей. Все это искажает условия ранней социализации детей, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, и способствует возникновению проблем взаимоотношений детей с социальным окружением.

Публикация «Пути решения социально-педагогических проблем неполной семьи» размещена в разделах

В стране наблюдается тенденция роста смертности населения, сокращения количества браков и среднего числа детей в семье. Сегодня российская семья выглядит удручающе, так как каждая третья семья является неполной. Разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс распада семьи. По статистике, каждый второй брак распадается, а Россия является одной из лидирующих стран по количеству разводов. Это подтверждают данные Демографического Ежегодника Организации Объединенных Наций. Существует еще ряд причин, в силу которых образуется неполная семья : рождение ребенка все брака, смерть одного из супругов, усыновление либо установление опеки над ребенком одним родителем. Неполная семья – это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [1, с. 124]. Неполные семьи находятся в зоне социального риска, так как их функционирование осложнено. В связи с этим данный тип семей сталкивается с рядом специфических трудностей и проблем социально-экономического, медико-социального, социально-демографического, социально-психологического, психолого-педагогического характера, последствия которых бывают достаточно серьезны. Ухудшение психологического климата в обществе, связанное с ростом преступности, алкоголизма, наркомании ведет к тому, что неполная семья перестает быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов. Серьезные материальные трудности, испытываемые неполными семьями, влекут за собой нарушение эмоциональной сферы ребенка, психологическую напряженность родителей, появление у ее членов вредных привычек и их асоциальное поведение. Неполная семья зачастую не справляется с воспитательной функцией, так как взрослому не хватает сил, времени, знаний и возможностей для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка. Проблема социализации личности в таких семьях является одной из самых острых и социально значимых, требующих пристального внимания. Неполная семья – одна из категорий семей, наиболее нуждающихся в социально-педагогической помощи. Даже осознавая себя источником многих проблем и трудностей, родитель не всегда способен один самостоятельно с ними справиться. Эффективную помощь неполной семье в решении проблем воспитания ребенка и успешной его социализации может оказать специалист образовательного учреждения – социальный педагог.

Рассмотрим опыт социально-педагогической деятельности по решению проблем неполных семей в МДОУ «Детский сад № 219 «Колокольчик» г. Саратова. В организации социально-педагогической деятельности ДОУ участвуют старший воспитатель и инспектор по охране прав детства, который выполняет функции социального педагога. Инспектор по охране прав детства ежегодно в начале учебного года проводит анализ семей по социальным группам и составляет социальный паспорт ДОУ. Оказание социально-педагогической помощи неполной семье начинается с ее изучения и диагностики проблем. Все полученные данные о неполной семье позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с ней. Работу, проводимую с неполной семьей в МДОУ «Детский сад № 219 «Колокольчик», можно представить в виде таблицы.

Работа с неполной семьей

Работа с родителями Работа с детьми

Заполнение социальных карт с целью выявления трудностей семейного воспитания

Анализ и корректировка работы

Просветительство

Обучение практическим умениям

Вовлечение в образовательный процесс Наблюдение за играми, продуктивной деятельностью с целью выявления взаимоотношений между детьми и родителями

Анализ и корректировка работы

Специально организованное обучение

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность детей

В результате работы с личными делами детей, бесед с родителями, детьми, наблюдений за их общением друг с другом, посещения семей воспитанников на дому, анкетирования родителей по теме «Наказания в воспитании» специалистами выявлены проблемы, с которыми сталкиваются неполные семьи : трудности семейного воспитания; агрессия детей; нежелание отца после развода с матерью участвовать в воспитании детей; материальные трудности; обделенность вниманием детей от первого брака при рождении других от повторного брака; эмоционально-психологическая неустойчивость членов семьи; занятость на работе либо озабоченность проблемами карьеры и как следствие безнадзорность детей; применение родителями физических наказаний в воспитании детей.

Проводя работу с детьми из неполных семей, обнаружили, что у большинства из них не сформировано понятие «семья»; у многих наблюдается высокая тревожность и агрессивное поведение, низкий уровень эмоционально-волевой сферы, нарушение контактов и общения со сверстниками. Исходя из этого, старшим воспитателем и инспектором по охране прав детства были выдвинуты следующие задачи работы с детьми из неполных семей :

1. Формировать понятие «семья»;

2. Вырабатывать потребность радовать близких добрыми делами, заботливым отношением;

3. Развивать навыки взаимодействия с членами семьи;

4. Воспитывать уважение к жизненному опыту, ласковое и чуткое отношение к близким. Для решения поставленных задач воспитатели и специалисты ДОУ в группах создали предметно-развивающую среду: уголок «семья» - зона сюжетно-ролевой игры; дидактические и творческие игры; цикл картин «Семья»; семейные альбомы; книги по теме; и обеспечили свободный доступ ко всем предметам.

Реализация задач работы с детьми из неполных семей в ДОУ № 219 проходит в ходе специально организованного обучения: занятий познавательного цикла; экскурсий на места работы специалистов и сотрудников ДОУ; продуктивных занятий; музыкальных занятий, а также при сотрудничестве с психологом школы № 18 г. Саратова. Совместная игровая деятельность с детьми складывается из бесед о семье, составления и рассматривания «генеалогического древа» и «герба» семьи; рассматривания картин художников серии «Семья»; чтения художественной литературы, пословиц и поговорок; заучивания стихов; подвижных, творческих и дидактических игр; психогимнастики; праздников и досуга. Практическая работа с неполной семьей всех специалистов ДОУ является длительной и систематичной, требующей тщательной подготовки.

Как основа сплочения семьи, преодоления ее кризиса и налаживания детско-родительских отношений был выбран метод проектной деятельности. Цель проекта «Ребенок и семья» - воспитание уважения к близким людям, развитие способности к взаимодействию, сотрудничеству. Центром идеальной модели проекта выступает формула

Неполная семья :

Родитель ребенок

Взаимодействие

Взаимопомощь

Взаимопонимание

Сотрудничество

В ходе реализации проекта было организовано детско-взрослое сообщество (дети – специалисты и воспитатели – родители, где учитываются интересы и склонности, особенности каждого, а также их права. Проект является длительным и рассчитан на три года. В каждой группе решаются свои задачи.

В средней группе основным направлением стала работа с альбомами и фотографиями по темам:

Вместе дружная семья.

Увлечения семьи.

Выходной день моей семьи.

Дети познакомились с индивидуальными особенностями семей, их традициями. Затем были составлены рассказы на основе личного опыта. Устраивались совместные развлечения спортивного содержания «Мы – дружная семья».

На родительском собрании родители делились опытом воспитания детей, совместного проведения выходных и праздничных дней; традициями семьи.

В старшей группе стояла задача – познакомить с родословной семьи. Было проведено мероприятие познавательного характера «Генеалогическое древо. Герб нашей семьи», оформлен семейный альбом «Любимое место отдыха моей семьи». С родителями были проведены беседы «Посеешь привычку – пожнешь характер», «Как знакомить ребенка с историей семьи. Инспектор по охране прав детства познакомил детей и родителей со статьями документа «Конвенция о правах ребенка». Общими усилиями членов неполной семьи было выполнено домашнее задание по теме «Происхождение фамилии». Совместно с родителями были подготовлены спектакли, фольклорные праздники «Посиделки», «Масленица», «Троица», которые способствуют не только взаимодействию детского сада и семьи, но и повышают уровень этнокультурной компетенции и родителей, и детей.

Таким образом, проектная модель позволяет удовлетворять потребность общества в активной творчески развивающейся личности, а также способствует воспитанию уважения членов семьи, формирует понятие «семья» у детей, способствует выработке гражданско-патриотических чувств, сплачивает членов семьи.

Важнейшей составляющей социально-педагогической деятельности является привлечение родителей к участию в жизни малыша не только дома, но и в детском саду, так как это помогает преодолевать авторитаризм и видеть мир глазами ребенка; относиться к ребенку как к равному; узнавать сильные и слабые его стороны; проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; устанавливать доверительные отношения с ребенком.

В основе взаимодействия лежит сотрудничество с родителями, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, взаимодействие сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей семьи и ДОУ. При этом оказание комплексной социально-педагогической помощи носит адресный характер и основывается на индивидуальном подходе.

Анализ показал, что у родителей возрос интерес к работе детского сада и сотрудничеству по воспитанию детей: увеличилось количество обращений в «шкатулку вопросов», индивидуальных консультаций и бесед со специалистами ДОУ; возросло количество неполных семей, посещающих мероприятия, проводимые детским садом (выставки детских работ, встречи, родительские собрания, дни открытых дверей и т. д.).

Таким образом, результаты работе не сиюминутны, они отсрочены во времени и их сложно измерить. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их участие в процессе жизнедеятельности детей в ДОУ важно и нужно не потому, что этого хочет воспитатель или специалист, а потому что это необходимо для полноценного развития их собственного ребенка.

Пути решения проблем неполных семей существуют, но они требуют внимания со стороны всех специалистов ДОУ. Поиск позитивных ресурсов внутри семьи – это оптимальный способ гармонизации внутрисемейных отношений и взаимоотношений с социальным окружением. Правильно выработанная стратегия и четко спланированная организация социально-педагогической работы с детьми из неполных семей позволяют на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и предупреждать дезадаптацию ребенка.

Литература

1. Дружинин В. П. Психология семьи. – М. : Издат. центр «Академия», 2005.

Публикации по теме:

Социальный педагог как субъект решения современных проблем социально-педагогической деятельности Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде (инклюзивное образование-проблемы и пути решения) Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Консультация для родителей «Ребенок без проблем» Рождение ребенка - всегда чудо и огромное счастье. С появлением ребенка кардинально меняется образ жизни родителей, появляется много забот.

Консультация психолога «Восприятие своего положения в неполной семье детьми дошкольного возраста» Ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования.

Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения» Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения». Цель: совершенствовать работу в учреждении по речевому развитию.

Семинар «Воспитание ребенка в неполной семье» СЕМИНАР Тема: «Воспитание ребенка в неполной семье» Педагог-психолог МБДОУ д /с №7 Коурова Е. А. г. Вязьма Содержание.

Создание эффективных педагогических условий в ДОУ для социально-личностного развития воспитанников. Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия.

Теоретическое обоснование использование мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития ребенка Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий.

Тревожность младших школьников в учебном процессе как одна из проблем их эмоционально-личностного развития Согласно исследованиям различных авторов, в настоящее время растет число детей, с повышенным беспокойством, тревожностью, неуверенностью,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути решения социально-педагогических проблем неполной семьи
Опубликовано: 2 апреля 2017 в 15:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД