Папки-передвижки

Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения»

Мария Чуварова
Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический совет

«Речевое развитие дошкольников :

проблемы, пути решения».

Цель: совершенствовать работу в учреждении по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

Публикация «Педагогический совет „Речевое развитие: проблемы, пути решения“» размещена в разделах

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи у детей;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Повестка дня:

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Итоги тематического контроля «Комплексный подход в речевом развитии дошкольников»

3. Презентация педагогических проектов «Азбука речевого развития дошкольников»

4. Деловая игра «Педагогический экспресс»

5. Роль мелкой моторики руки в развитии речи детей дошкольного возраста при использовании тестопластики (мастер-класс)

6. Итоги смотра - конкурса на лучшую дидактическую игру (пособие) по речевому развитию

Ход педсовета:

Я рада вас приветствовать на очередном заседании педагогического совета. Тема нашего педагогического совета «Речевое развитие дошкольников : проблемы, пути и решения»

Повестку педагогического совета вы видит на экране. (Слайд)

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению в школе.

Условия успешного речевого развития :

- Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

- Владение педагогом правильной литературной речью.

- Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.

- Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.

- Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.

- Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.

- Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

- Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

- Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

- Поощрение детского словотворчества.

(Слайд)

Поговорим о некоторых современных образовательных технологиях, влияющих на речевое развитие дошкольников - это

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования (мнемотехника) – это (греч.)«искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. (Слайд)

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приемами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения. (Слайд)

Еще хочу рассказать об одном эффективном методическом приеме – сиквейн, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность дошкольников. Синквейн — это свободное творчество, которое требует от ребенка найти и выделить в новой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах стихотворения.

Правила построения синквейна

Первая строка – тема сиквейна, заключается в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастие, они дают описание признаков и свойств выбранного в сиквейне предмета или объекта.

Третья строка – образована тремя глаголами и деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора сиквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Четкое соблюдение правил написания сиквейна не обязательно.

Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. (Слайд)

Как использовать синквейны на занятии?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной воспитанникам. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление детей, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей воспитателя, применяющего метод синквейна на занятии, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит воспитанникам осмыслить и запомнить материал.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Он позволяет заинтересовать детей, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных знаний. Это позволяет разнообразить образовательную деятельность, ведь сиквейн является игровым методом. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Например:

1. После ознакомления с темой «Свет», воспитатель предлагает детям составить синквейн.

Свет

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

2. Можно предложить детям составить синквейны про времена года.

Лето

Жаркое, веселое

Гулять, играть, отдыхать.

Ждем с нетерпением.

(Слайд)

Достоинства метода

При составлении синквейна на занятии:

• повышается интерес к изучаемому материалу;

развивается образное мышление;

развиваются творческие способности воспитанников;

совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

развивается мышление и воображение;

• вырабатывается способность к анализу;

• уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

• расширяется словарный запас.

Составление синквейна на занятии занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В завершении нашего педсовета мы попробуем составить сиквейн по теме «Педсовет»

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области «Речевое развитие» детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

2. Итоги тематической проверки – «Комплексный подход в речевом развитии дошкольников»

В рамках подготовки к педагогическому совету была проведена тематическая проверка «Комплексный подход в речевом развитии дошкольников»

(Справка по результатам контроля).

3. В рамках подготовки к педагогическому совету педагогам раннего и младшего дошкольного возраста было предложено провести работу над проектами по речевому развитию, с которыми они сейчас нас познакомят :

1. «В гостях у сказки» (2 группа раннего возраста);

2. «Речевое развитие младших дошкольников» (1 младшая группа «Б»);

3. «В гости к нам пришел зайчишка - длинноухий шалунишка» (1 младшая группа «А»);

4. «Развиваем речь, играя» (2 младшая группа «Б»).

4. Деловая игра – «Педагогический экспресс»

Я приглашаем Вас на деловую игру «Педагогический экспресс» (3 команды)

I Разминка «Да-Нет»

Итак, мы начинаем, я задаю вопросы, вы отвечаете быстро односложно («Да» или «Нет»)

1. Общение является ведущим средством развития речи. (Да)

2. Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)

3. рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)

4. Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)

5. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)

6. Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)

7. Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)

8. Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного

произведения. (Да)

9. Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)

II задание «Подбери приемы»

Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой

(словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды вытягивают билет и записывают на мольберте приемы, соответствующие каждому методу.

Словесный

Чтение произведение

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

III задание «Назови одним словом»

Предлагаю назвать одним словом

1. Изложение прослушанного произведения (пересказ)

2. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)

3. Литературное произведение для пересказа (сказка)

4. Тип связной речи (диалог)

5. Методичекий прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)

6. То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

7. Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос)

8. Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

9. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

IV задание «Русские народные сказки»

Команды получают карточки с заданием и выполняют задание в течение 2 минут. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда

кашечрохав («Хаврошечка»)

боклоко («Колобок»)

зоркомо («Морозко»)

2 команда

очвокамйюд («Дюймовочка»)

дыродйом («Мойдодыр»)

гукароснеч («Снегурочка»)

3 команда

комерет («Теремок»)

щеинакатар («Тараканище»)

рожахико («Жихорка»)

V задание. «Переведите» пословицу на русский язык

Карточка № 1

«Переведите» пословицы на русский язык.

1. Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает

2. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь

3. Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся

Карточка № 2

«Переведите» пословицы на русский язык.

1. Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото

2. Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет

3. Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

Карточка № 3

«Переведите» пословицы на русский язык.

1. «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк» (Африка) - «Не все золото, что блестит»

2.«Неторопливый слон раньше достигнет цели» (Вьетнам) - «Тише едешь – дальше будешь»

3. «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда» (Арабская) - «Что посеяшь, то и пожнешь»

VI задание «Черный ящик»

Ведущий: Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.

В черном ящике находятся репродукции картин, по которым составляется описательный рассказ. Команде надо отгадать название картины и ее автора.

Примерные рассказы воспитателей

1. На полотне изображен характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Художник изобразил лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», и нашел выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачную воду реки и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущей реки еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реке, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На картине запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем.

2. Сюжет картины навеян темой сиротства, страдания детей, русской народной сказкой. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни. Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит девочка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета она бедно. На ней старенький, порванный кафтан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой девочки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневые цвета. Картина очень поэтична.

3. Картина производит особое, задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со сладами не растаявшего снега. Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной.

Ответы

1. И. И. Левитан «Золотая осень»

2. В. М. Васнецов «Аленушка»

3. А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

VII задание Общее сочинение на тему «Почему речь воспитателя детского сада должна быть образцом для…»

Каждый на узком листе пишет фразу, (как он считает, почему речь воспитателя должна быть образцом. – прикрепить на магнитной доске и зачитать.

(Методист)

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Что же такое «Культура речи»?

На этот вопрос мы все вместе ответили в своих сочинениях на тему «Почему речь воспитателя детского сада должна быть образцом для…».

Вывод. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.

5. Воспитатель 1 младшей группы «А» ___ представит мастер-класс «Роль мелкой моторики руки при использовании тестопластики».

Заключение.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов.

Наше заседание Педагогического Совета подходит к концу. Сегодня мы с вами вспомнили методику развития речи детей дошкольного возраста, наметили основные пути речевого развития детей нашего дошкольного структурного подразделения.

В заключении, мне бы хотелось узнать:

- Что вы, лично, измените в своей работе для совершенствования речевого развития детей своей группы?

И второй вопрос:

- Какие формы работы необходимо внедрить в систему своей работы для эффективного развития речи воспитанников?

Релаксация: вернемся к методу «Сиквейн» и напишем сиквейн на тему «ПЕДСОВЕТ»

Правила для смелых и упорных педагогов (Слайд)

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Проект решения Педагогического Совета (обсуждается и утверждается).

1. Внедрять в практику работы современные образовательные технологии по речевому развитию.

Ответственные: методист, педагоги. Срок: с момента принятия решения

2. При организации совместной деятельности воспитателя с детьми включать задачи «Речевого развития», используя интегрированный подход к обучению дошкольников.

Методисту подготовить рекомендации для молодых специалистов по созданию центра развития речи и центра книги.

Ответственные: методист, педагоги Срок : со дня предложения.

3. Продолжать внедрять в образовательный процесс метод проекта по речевому развитию, который соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Ответственные: воспитатели. Срок: со дня принятия решения.

4. Участвовать в деловых играх с целью повышения компетенции педагогов.

Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно

5. Развивать мелкую моторику с целью развития речевой функции дошкольников.

Ответственные: педагоги. Срок: со дня принятия решения.

6. Участвовать в конкурсах различного уровня для повышения профессиональной компетенции.

Ответственные: педагоги. Срок: постоянно.

Публикации по теме:

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде (инклюзивное образование-проблемы и пути решения) Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Педагогический совет «Красота — это то, что создает человек» «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее.

Педагогический совет «Развитие детского творческого конструирования» Цель: Создать условия для развития художественно-творческих способностей детей в конструировании. План проведения педсовета: 1. Актуальность.

Педагогический совет «Проектная деятельность в ДОО» Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается.

Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников в современных условиях» Форма проведения: Круглый стол Цель: внедрение эффективных форм и методов по речевому развитию детей. Повестка: 1. Актуальность проблемы.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Педагогический совет «Воспитание трудом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №248» Протокол № 2 от 16.11.2016г. Педагогический совет.

Педагогический совет «Этноэкологическое образование дошкольников» Цель педсовета: провести системный анализ педагогической деятельности по этноэкологическому образованию дошкольников. Задачи: 1. Актуализация.

Тематический педагогический совет МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения»
Опубликовано: 21 марта 2017 в 15:34
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Чуварова (УИ 440530) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД