Ольга Шконда
Статья: «Развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики у детей с нарушением речи посредством бусографии»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья : "РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И ТОНКОЙ РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ БУСОГРАФИИ"
Автор: Шконда Ольга Алексеевна, воспитатель.
Муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка-детский сад №10. г. Алексеевка. Белгородской области.
Публикация «Статья: „Развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики у детей с нарушением речи посредством бусографии“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В современном мире неуклонно растет количество детей, имеющих минимальные дизартрические расстройства, тема развития мелкой моторики не перестает быть актуальной.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, учеными было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, т. е. мелкую моторику.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, выявила проблему необходимости разработки принципиально новых подходов к развитию моторных навыков старших дошкольников.
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что исследователями установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие общей и мелкой моторики является одним из немаловажных аспектов развития дошкольников в период подготовки к школе. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важным фактором, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления и речи ребенка.
Мелкая моторика у детей с минимальными дизартрическими расстройствами отличается недоразвитием, при этом наиболее страдают у детей данной группы сила, точность ручных движений и их координация. Было выявлено, что произвольность мелкой моторики у детей-дизартриков нарушена, снижены способности к самоконтролю движений. Следовательно, необходимы разнообразные модернизированные комплексы упражнений по коррекции недостатков у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Дети с нарушением речи составляют основную группу риска по неуспеваемости особенно при овладении чтением и письмом.
Понимая, как важно развивать мелкую и тонкую моторику рук у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, мною была успешно апробирована новая педагогическая технология «бусография». Принцип данной техники заключается в создании различных линий, дорожек, букв, геометрических фигур с одновременным пропеванием одного и более гласных звуков на выдохе.
Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, конструктивный праксис, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи и т. д.
Таким образом, бусография способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка, оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Каждая игра сопровождается фотографиями этапов выполнения, подробной инструкцией. В ходе игры решается не одна задача, а несколько. Ниже приведен пример игры с применением техники «бусография».
Игровое упражнение «Красные и черные бусины»
Цели:
1. Учить петь на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (с мягким придыханием – по три звука на выдохе АУИ, ЭОА, ЭУЫ и т. д.).
2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, ловкость пальцев рук, быструю смену положения губ.
3. Развивать память, внимание при чередовании бус.
4. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения бусографии.
5. Воспитывать любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.
Материал: бусы черного и красного цвета, проволока, схемы.
Этапы выполнения работы:
Педагог предлагает детям взять проволоку или длинные шнурки. Бусы красного и черного цвета, одинаковой величины. По ходу выполнения работы поем гласные звуки.
Для работы возьмем один длинный шнурок (проволоку) и бусы красного и черного цвета, начинаем нанизывать, чередуя бусы.
1 этап работы:
А) 3 красных+3 черных+3 красных+3 черных+3 красных+3 черных+3 красных
3 черных+3 красных+3 черных+3красных. Педагог может использовать словесную инструкцию. В ходе выполнения делается вдох – на выдохе нанизываем 3 бусины и поем 3 звука АУИ.
Б) возьмем один длинный шнурок или проволоку красного и черного цвета, начинаем нанизывать, чередуя бусы: 2 черных+3 красных+3 черных+2 черных+3 красных+3 черных+2 черных+3 красных+3 черных.
Педагог может использовать словесную инструкцию (при затруднениях облегчает выполнение работы).
2 этап работы:
Бусография с опорой на образец, сгибание шнурков (проволоки).
3 этап работы:
Можно выполнить бусографию для любого героя, например для Динозаврика.
После опытного обучения дошкольники показали большое продвижение, которое отчетливо проявилось в результате коротких проб.
Достичь положительных результатов, даже при сравнительно непродолжительном обучении можно лишь при условии разнообразного содержания коррекционных занятий и различных видов упражнений.
Опытным путем мы убедились, что новая педагогическая технология с использованием бусографии способствует :
1. Нормализации тонуса в мышцах артикуляционного аппарата.
2. Концентрации внимания на определенных действиях.
3. Занятия с бусами разного размера и цвета расширяют сенсорный опыт детей, формирует навыки, необходимые в практической жизни, и, в тоже время оказывают большое влияние на развитие мелкой моторики рук, развивают психические процессы у детей.
4. Артикуляционные упражнения имеют исключительно важное значение, поскольку вырабатывают двигательные «формулы» обеспечивающие точность, ритмичность, подвижность в действиях ребенка, способствуют преодолению скованности, ограниченности и напряженности в движениях. Выполняя действия с бусами, дети не замечали, сколько раз повторили гласный звук, зато это повторение отразилось в дальнейшем на качестве артикуляционных движений.
Литература
1. Григоренко М. Ю., Цыбульский С. А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. М. : 2003г.
2. Кабанова Т. В., Домнина О. В. Тестовая диагностика обследования общей мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. М. : 2008г.
3. Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль: 2000г.
4. Семаго М. М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. М. : 1999г.
5. Семенович А. В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М. : 1998г.
6. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. С-Пб. : 2004г.
7. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. 2001г.