АЛЕНА БЕРКИМБАЕВА
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"
В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо не только владеть знаниями, но и умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения ребенок является исследователем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.
Публикация «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, Д. Брунер, К. Бюлер, психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец). Изучая теоретические и методологические основы развития познавательных способностей детей, выделила целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. Так, как на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам, значит, условием развития познавательной активности являются практические исследовательские действия самого ребёнка.
Для повышения профессионального уровня и научно-теоретической обоснованности педагогической деятельности обратилась к понятию познавательной активности.
Познание – это сложное образование, в котором можно выделить как минимум два коррелирующих компонента, неразрывно связанных между собой.
Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации:
• Что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;
• Как получает ребёнок информацию (способы познания);
• Как перерабатывает ребё нок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, упорядочивает, забывает.
Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.
Познавательный интерес – это постоянное стремление к умственной деятельности, проникновение в сущность явлений, самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенности познавательного интереса – направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания.
Познавательная активность – яркое выражение познавательных эмоций в процессе деятельности и по её завершению (положительное отношение к познавательной деятельности, проявления удовольствия, радости при достижении успеха).
Так, под познавательной активностью подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях. Познавательная активность не является врождённой, а значит, для ее формирования и развития требуются специальные психолого-педагогические условия. Источником познавательной активности является познавательная потребность, которую необходимо формировать еще в младшем дошкольном возрасте.
Следует отметить, что когда ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, так как у него возникает внутренняя мотивация к познанию, пониманию и действию. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно и является огромным стимулятором для его дальнейшего развития.
В процессе организации воспитательно-образовательной деятельности можно выделить условия формирования познавательной активности детей :
- своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка,
- отбор наиболее эффективных форм и методов работы с детьми,
- учет личностных особенностей ребенка.
Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В процессе поисково-исследовательской деятельности наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
Наблюдение за деятельностью детей в процессе поисково-исследовательской деятельности и анализ условий воспитательно – образовательного процесс показали, что изменился уровень познавательной активности. Большинство детей проявляли устойчивый, живой интерес к окружающему миру. Они инициативно предлагали и использовали в процессе поисково-исследовательской деятельности различные формы познания объектов неживой природы.