Папки-передвижки

Статья «Развиваем речь ребенка»

Татьяна Осипова
Статья «Развиваем речь ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Развивайте речь ребенка».

Почему я решила обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых.

Публикация «Статья „Развиваем речь ребенка“» размещена в разделах

Что значит развивать речь ребенка?

Очень важно начинать развитие речи ребенка практически с момента рождения.

Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка.

Развивать у ребенка речь - это учить его разговаривать. Но как возникает и из чего складывается способность говорить - в этом-то и вся сложность. Говорить - это значит владеть определенным запасом слов, пользоваться ими, высказываться, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих и т. д.

Выразить свои интересы и желания дети понятно не могут. Кто же и как поможет им? Конечно, мы взрослые и как ни странно, сверстники.

Малыши пришли в детский сад. Для них этот возраст, важнейший период в развитии, и свою работу с детьми я начинаю с игры. Ведь игра - самая любимая и естественная деятельность малышей. Веселые игры и яркие игрушки поднимают настроение, сближают детей, помогая забыть минуты расставания с мамой. Каждый ребенок индивидуален, один робкий, пугливый, потому что его оставила мама, другой смелый, любопытный, но все они требуют к себе внимания и понимания.

В ясельной группе я больше всего использую потешки, песенки, стихи. Устное народное творчество таит в себе огромные возможности для развития речевых навыков и позволяет с самого раннего детства побуждать детей к познавательной активности. Я подбираю потешки так, чтобы они были доступны для понимания детей, соответствовали уровню развития, ведь в этом возрасте словарный запас еще очень мал. Хорошо подобранная и рассказанная потешка, спетая песенка, помогает установить контакт с детьми, вызвать положительные эмоции.

Например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой (имя ребёнка) .

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(имя ребёнка) - хороший!

(имя ребёнка)- пригожий!

При умывании после прогулки использую потешку:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

И дети с интересом, по - другому смотрят на кран, откуда льется водичка, на их ручки, тщательно моют их.

Потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию:

В работе с детьми я использую потешки, чтобы заставить детей двигаться:

Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок,

Топ, топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом,

Топ, топ!

При подготовке детей ко сну часто читаю потешку:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят - поспят, всему миру спят – велят.

Во время одевания на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошеки;

Этот- с правой ножки,

Этот- с левой ножки,

Вот так хорошо!

Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать.

Возраст 2-3 года имеет особое значение для речевого развития детей. Моя задача, как воспитателя в этом возрасте - помочь им в освоении разговорной речи: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, со сверстниками, с детьми других возрастов, выражать свои мысли, чувства, впечатления используя речевые средства. В младшей группе дети осваивают первые уроки культуры общения: здороваться, прощаться, говорить «спасибо».

В постоянном общении с детьми у них появились первые умения монологической речи: рассказывают, используя в своей речи 1-2 предложения. Куда ходили с мамой, что купили.

Занятия с детьми я провожу также в виде игр, используя различные методы и приемы: прежде всего показ игрушек и действия с ними. Игра, сказочные персонажи, игрушки помогают мне на занятиях и в индивидуальных беседах разговорить детей, забыть о скованности. Через общение с любой игрушкой помогаю ребенку сделать первый уверенный шаг к общению без стеснения, и дальше ребенок день за днем осваивает умение говорить предложениями, а не обрывками слов.

Игра способствует развитию речи.

Например: Предложите ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйдите за дверь, постучите: «Тук-тук-тук», — «Кто там?». Изобразите какое-нибудь животное. Например:

«Это я, корова. Му-у-у». «Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?». Меняюсь ролями с ребенком, поочередно представляю различных зверей, людей, сказочных персонажей. Пытаюсь вести диалог с простыми вопросами и ответами.

Как на занятиях, так и в течение дня использую «Пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело. А еще с помощью пальчиковых игр можно развивать фантазию и воображение! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажете вы, а уж потом и малыш сможет сочинить свои «пальчиковые истории».

Вот несколько примеров таких стишков:

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

***

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папенька,

Этот пальчик маменька,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!

(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Пальчик-мальчик! Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

(Держимся за мизинец, затем загибаем. Поочередно загибаем все остальные пальчики). Заучивание стихотворений, потешек с участием пальчиковых игр приводит к тому, что дети лучше запоминают их, речь делается более выразительной, внятной, развивается воображение так, как в работу включаются не только слуховой, но и зрительный, двигательный анализатор. Детям интересно правильно рассказать веселый стишок, потешку и пальчиками «нарисовать» к нему «картинку». Это доставляет им радость, самовыражение и безусловно приносит пользу:

«Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку,

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат».

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Для обучения через игру я использую и дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Существует три вида дидактических игр:

1. Игры с предметами или игрушками

Эти игры направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.

Примеры таких игр:

1. Машины помощники.

Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов.

Ход:

К нам пришла кукла Маша со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Маше.

Кукла идет. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это. (Это ноги).

- Они Машины помощники. Что они делают. (ходят, бегают, танцуют)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. (Руки берут, рисуют, глаза смотрят и. т. д.)

2. Разноцветный сундучок.

Цель: Учить детей называть предметы

Ход:

Воспитатель показывает детям сундучок и говорит

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Саша, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

3. Что за предмет?

Цель: учить правильно называть предмет.

Ход:

Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

4. Волшебный кубик

Цель: Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным.

Ход:

Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит

«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (например, самолёт, и произнести соответствующий звук (У-у-у).

2. Словесные игры.

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. Приведу несколько примеров:

1. Паровоз.

Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука «У»

Ход:

Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

2. Лошадка.

Цель: Учить правильно произносить звук «И»

Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

3. Настольно-печатные

Использую как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания. Несколько примеров таких игр:

1. Подбор картинок по парам.

Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.

2. Разрезные картинки и кубики.

Цель: Развивать умение из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.

Уделяю большое внимание развитию мелкой моторики рук. Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Учу складывать пазлы и описывать картинку, которая будет получаться. Не забываю и о развивающих играх. Чтобы малыш научился воспринимать на слух большое количество информации.

Играю с детьми в сюжетно-ролевые игры, в процессе сюжетно-ролевой игры стараюсь задавать от лица «своего» персонажа много вопросов персонажу ребенка : что будет дальше, куда пойдет персонаж, что оденет, что будет делать и т. п.

Еще одно из интересных занятий — разговор по телефону. Такие разговоры, когда малыш не может видеть собеседника, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.

Вы думаете это все игры? Конечно же, нет! Игр на развитие речи очень много, обо всех не расскажешь в одной статье. Развитие речи малыша — это длинный путь с ежедневными играми и занятиями. Играя, маленький человек учится познавать мир. Играйте и развивайтесь! Всего вам доброго!

Публикации по теме:

Речевое развитие детей в условиях ДОУ Речь - великий дар природы, бла­годаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет, помогает понять,.

Защита прав и достоинств ребенка. Памятка для родителей О соблюдение прав ребенка много писали и пишут. Однако социологические исследования показывают, что до сих пор большинство родителей не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Развиваем речь ребенка»
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 22:04
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Развиваем речь ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Осипова (УИ 250513) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД