Лучший педагог года

Развивающая стена — способ организации самостоятельной деятельности дошкольника, а также коррекции его развития и обучения

Шестопалова Любовь Николаевна
Развивающая стена — способ организации самостоятельной деятельности дошкольника, а также коррекции его развития и обучения

Развивающая стена — способ организации самостоятельной деятельности дошкольника, а также коррекции его развития и обучения

Аннотация: В статье представлен опыт работы по оформлению в групповом помещении развивающей стены и способы работы на ней с дошкольниками. Она позволяет воспитателям решать задачи организации образовательной деятельности, творчество и общение дошкольников друг с другом. Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность дошкольника, а также обеспечить коррекцию его развития и обучения.

Публикация «Развивающая стена — способ организации самостоятельной деятельности дошкольника, а также коррекции его развития и обучения» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольники, развивающая стена, дидактические игры, самостоятельность.

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, педагоги должны модернизировать образовательную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Cогласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности,проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

В основной общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения прописана ежедневная организация жизни и деятельности детей, где определено время в режиме дня для самостоятельной деятельности дошкольников (во время утреннего приема, до и между занятиями, после сна, в вечернее время).

Группы у нас разновозрастные: в текущем году в старшей группе дети 3-х возрастов: от 5 до 7 лет; в младшей — от 1.5 до 4 лет. 9-ти часовой рабочий день не позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку и полноценно провести непосредственно-образовательную деятельность по всем возрастам.

В связи с этим возникла идея создания развивающей стены, которая возьмет на себя часть нагрузки и кроме того, будет дополнять предметно-развивающую среду.

Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность дошкольника, а также обеспечить коррекцию его развития и обучения.

Задачи:

- через организацию развивающей стены развивать у дошкольников умение проявлять инициативу и самостоятельность;

- стимулировать развитие поисково – познавательной деятельности детей;

- развивать у детей мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику, творческое воображение, связную и выразительную речь, использовать полученные знания в речевом общении.

- корректировать уже имеющиеся знания и обеспечивать индивидуальный подход в развитии.

На первом этапе реализации проекта педагоги изучили литературу по заданной области, разработали проект будущей развивающей стены, продумали систему работы с ней, изготовили и приобрели игры и пособия.

Второй важный этап - это освоение развивающей стены детьми через обучающие игры и игры-тренинги

Элементы развивающей стены – панно с кармашками и коврограф.

Система организации работы с развивающей стеной

В специальных кармашках на панно размещается, согласно запланированным заданиям, разнообразный дидактический материал. Материалы, игры и пособия хранятся в специально оборудованных шкафчиках, на полках. Если проводится работа по знакомой воспитанникам теме, используется материал из архива. Он есть в каждой группе. Также используем дидактические пособия и игры, которые находятся в методическом кабинете.

В работе на коврографе в основном используется игровое пособие «Играйка» автор — Н. В. Нищева, издательство ДЕТСВО- ПРЕСС,в которое входит 10 таких альбомов с заданиями по разным областям.

В основе работы с развивающей стеной - деятельность, которая предусматривает работу в микрогруппах из 3–5 человек.

Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной. В каждой группе она индивидуальна. Одним детям требуется корректировка знаний, другим – закрепление пройденного материала. Часто бывает, что ребенок не посещал детский сад какое-то время: предлагаются задания на освоение определенных знаний и умений.

Задания даются на один день, но если ребенок достаточно хорошо усвоил игру, задания могут быть рассчитаны на несколько дней и даже на неделю, но уже с усложнением.

Планирование ежедневно: в тетради для плана в разделе - самостоятельная деятельность.

Работа с развивающей стеной предполагает постоянное общение: детей друг с другом, воспитанников и педагога. Воспитатель в процессе игры, обсуждения какой-либо темы просит детей высказываться развернуто. Таким образом, педагог параллельно решает задачи речевого развития. Содержание игр и пособий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей. Дошкольникам понятны и интересны задания, не предъявляющие конкретных требований к результату: «Укрась варежку», «Собери букет в вазу». Дети способны выложить конкретную фигурку с помощью образца. Старшие дошкольники выкладывают более сложные фигуры из геометрических фигур, опираясь на образец и без него.

Диапазон дидактических игр на развивающей стене достаточно широк. Вот некоторые из них:

игры по ФЭМП

Для детей среднего дошкольного возраста, такие как «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…», «Расставь от низкого до самого высокого» и наоборот. Старшие дошкольники выкладывают более сложные фигуры из геометрических фигур с образцом или без него, выполняют игры – задания «Найди соседа».

Речевые игры:

- в средней группе: «Выложи правильно и расскажи», «Кто где?», «Назови одним словом», «Закончи предложение» и т. д.

- в подготовительной группе: «Составь слово из слогов», «Какой первый звук в слове», «Подбери словечко», «Что бывает?», «Говори наоборот» и т. д.

Познавательное развитие

- средних группах: «Что растет на дереве?» «Что лишнее», «Чей домик» и др.

- в старших группах: «Что перепутал художник?», «Узнай рыбку по хвосту», «Подбери предмет по описанию» и др.

Правила:

- не руководить ребенком, а уважать его интересы и индивидуальные особенности развития;

- не навязывать темп выполнения задания, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению;

- не регламентировать деятельность ребенка.

В заключение хочется сказать, что развивающая стена стала неоценимым помощником в нашей образовательной работе с детьми:

- реализация работы на развивающей стене способствует повышению интереса детей к предметно – пространственной среде;

- обновлению и обогащению методическими материалами и пособиями;

- значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности : в течение дня дети выполняют задания по различным областям;

- решается проблема индивидуального обучения и коррекции определенных знаний и умений;

- осмысление детьми понятия, что не взрослый управляет деятельностью детей, а содержание игр и заданий «диктует», что им делать.

Список литературы:

1.«Воспитываем дошкольников самостоятельными»- сборник статей.

Санкт-Петербург. «Детство-Пресс». 2000г.

2. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада : учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. -М. :Перспектива,2011.

3. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.

5. Полякова М. Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада/ М. Н. Полякова//Дошкольная педагогика. -2001.-№ 1

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

«Развивающая головоломка». Абстрактное обучающее средство в самостоятельной деятельности детей«Развивающая головоломка». Абстрактное обучающее средство в самостоятельной деятельности детей Не так давно в нашей группе появилась развивающая головоломка PLAY THE GAME. Эта игра просто находка для воспитателя, она сразу завладела.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника»Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия "Обучение с развлечением" представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности.Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности. В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребёнка. Одним из видов игровой деятельности является театрализованная игра.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Выставка «Веселые ладошки» как способ пополнения портфолио дошкольникаВыставка «Веселые ладошки» как способ пополнения портфолио дошкольника Выставку под названием «Веселые ладошки» я провожу уже второй раз в своей работе. Со второй младшей группы мы начинаем совместно с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая стена — способ организации самостоятельной деятельности дошкольника, а также коррекции его развития и обучения
Опубликовано: 9 сентября 2020 в 08:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД