Ольга Юрьевна Филимонова
Роль экологического знаний в воспитании детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у малышей любви к родной природе предусмотрено способностями воспринимать и чувствовать ее красоту, умением бережно относиться к животным и растениям.
На основе эмоций и чувств, возникших в ходе знакомства с красотами природы у малышей складывается первое отношение к ней. Но для формирования бережного отношения к природе оного эмоционального восприятия недостаточно. Необходимо стремиться соединить возникшие результате общения с природой чувства детей с природоохранными знаниями и стремиться побуждать детей к различной природоохранной деятельности.
Публикация «Роль экологического знаний в воспитании детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Может ли ребенок понять, что все природные явления протекают во взаимосвязи и обусловлены друг другом? У детей раннего возраста начинают складываться простейшие формы логического мышления.
Для того, чтобы ети получали как можно больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой рекомендуется некоторое ознакомление проводить на природе. Формы и методы, которые позволят сформировать у малышей более полные представления об окружающей их природе могут быть совершенно разнообразными. Это могут быть:
Экскурсии
Беседы
Наблюдения за живым объектом
Опытническая и познавательная деятельность
Игры
Рассматривания картин и иллюстраций изображением природы.
Ознакомление с художественной литературой
Развитие речи
Художественно-этетическая (изобразительная и музыкальная) деятельность
Во время ознакомления детей родной природой необходимо учитывать: индивидуальные особенности детей, уровень их развития и практический опыт.
Наблюдения являются одним из основных и важных средств ознакомления детей с природой и проводятся ежедневно, как за живой так и неживой природой. Они обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Необходимо стимулировать детскую любознательность; формировать умения видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы. Наблюдение за природой должно развивать умственную и речевую активность детей. Так активизация умственной деятельности достигается:
путем постановки конкретной задачи наблюдения,
обследованием объекта природы
детским опытом
проговариванием результатов обследования объекта природы
сравнением одного объекта с другим
вопросами разной степени сложности.
Наблюдение обязательно должно вызывать интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше. Знания, которые получают дети во время наблюдения и исследования за природными объектами должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью рассказа взрослого, чтения книг о природе, художественно-эстетического воспитания (рисование, лепка) беседы об увиденном.
Лучше всего наблюдения в природе с детьми раннего возраста с рассматривания живых объектов, где следует обратить внимание на:
удобное и безопасное расположение детей
размещение живого объекта (приблизить к условиям его естественного проживания)
создание условий для проявления разного поведения животного
формирование умений детей делать элементарные умозаключения
связь наблюдения за жизнью объекта и использование детского опыта
Занятие по формированию экологических представлений в группе раннего возраста проводится один раз в месяц. Знания, полученные на занятиях усвоятся детьми только если они будут подкреплены практикой. Расширить представления об окружающем детей мире можно лишь в процессе взаимодействия с природой, при этом, дети должны обследовать объекты с помощью всех анализаторов и пытаться делать самостоятельные умозаключения.
Используемая литература:
1. Л. Унучек «Роль экологических знаний в воспитании бережного отношения к природе» Дошкольное воспитание 7/83
2. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических преставлений в первой младшей группе» Мозаика-Синтез М. 2008