Получи документы

Сказкотерапия или воспитание сказкой

Мария Чистякова
Сказкотерапия или воспитание сказкой

Статья "Сказкотерапия или воспитание сказкой"

Сказка… Детство…Радость за одного героя и сочувствие другому…

Все мы помним мир детства и сказочных персонажей. Родителей, которые рассказывали нам сказки. Помните ли вы свои любимые сказки? А вы читаете их детям? А вы знаете, что полезно и нужно знакомить детей со сказкой? Ведь возможно воспитание сказкой, лечение сказкой или занятие сказкотерапией, о чем мы и поговорим в данной статье.

Публикация «Сказкотерапия или воспитание сказкой» размещена в разделах

Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – самый древний и самый детский метод практической психологии.

В сказкотерапии используются разные жанры, но мы поговорим о сказках, этот жанр более всего подходит для дошкольного возраста.

«Лечение сказкой» происходило ещё в древние времена. Наши предки вместо того, чтобы наказывать своих детей, рассказывали им сказки. С помощью сказок можно решить многие проблемы. Это и низкая самооценка, и неуверенность, и различные боязни (темноты, врачей, проблемы с едой или горшком, слишком агрессивный или гиперактивный ребенок, гибель близкого члена семьи и многое другое.

Кроме этого, каждая сказка преподает нам нравственный урок, нацеливает маленького слушателя на не всегда напрямую сформулированный «намек». Не зря существует в народе поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Важно не опоздать с главным – научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

Сказка учит малышей сравнивать, сопоставлять; формирует привычку доказывать, что это так или иначе; ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу, возможность выбора собственной позиции; упражняет детей в выражении чувств, обеспечивая значительно более глубокое сопереживания действиям и поступкам героев.

К примеру:

«Кого тебе жалко в этой сказке

«Кто тебе понравился больше всех и почему?»

«Докажи, что лиса хитрая плутовка»

«Как бы ты поступил на месте?»

«Как можно помочь?»

Какая бывает сказкотерапия?

Воспитывать сказкой можно по-разному :

• сочинение сказки для ребенка взрослым по поводу проблемы, которая у него возникла. Сказка, которая помогает справиться ребенку с конкретной ситуацией, с которой он столкнулся. Часто ребенок приходит к нам за помощью, но наши варианты разрешения ситуации детям не всегда подходят. И они делают вывод, что здесь нечего ждать помощи. Сказка отличный способ наладить отношения с ребенком, ведь она понятна как взрослым, так и детям.

• сочинение сказки самим ребенком. Можно попросить, чтоб ребенок сам придумал сказку. В этом случае можно определить отношение ребенка к тому или иному событию, о котором ребенок не может или не хочет говорить.

• взаимосвязь родителя/психолога и ребенка. В этом случае берется народная сказка, которая может быть видоизменена, или авторская. Взрослый заранее продумывает те вопросы, которые нужно задать ребенку. Важно, чтобы данные вопросы относились к выбранной сказке и одновременно характеризовали возникнувшую проблему. С помощью грамотно составленной сказки проблема будет устранена.

Ребенок чувствует себя защищенным сказкой и может многое рассказать про свои чувства, эмоции и переживания от имени героя сказки. Сказочные герои совершают поступки, а затем извлекают из них уроки и изменяют свою жизнь.

Существует несколько видов сказок.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок :

1) художественные;

2) народные;

3) авторские народные;

4) дидактические;

5) психокоррекционные;

6) психотерапевтические сказки.

Все эти виды можно использовать в работе с дошкольниками.

В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

1. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

2. Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с детьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.

3. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу : ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

4. Чтобы помочь ребёнку осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку.

Ткач Р. М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь педагог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Во время чтения или рассказывания педагог (или родитель) должен соблюдать следующие условия: должны передаваться подлинные эмоции и чувства, нельзя допускать затянувшихся пауз, ребёнок должен видеть лицо взрослого.

Но самое главное, как пишет Чех Е. В., сказки должны подходить ребенку по возрасту. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

По мнению Чех Е. В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой. Это:

рассказывание;

• рисование;

• сочинение;

• постановка сказки;

• изготовление кукол;

• песочная терапия.

Ткач Р. М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1) Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2) Сказки для гиперактивных детей.

3) Сказки для агрессивных детей.

4) Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями.

5) Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений.

6) Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Например:

«Кот, Петух и Лиса»сказка подходит для деток, которые боятся позвать на помощь, а также с помощью сказки можно объяснить, что семья всегда поможет в неприятной ситуации (вопрос – почему Кот спасает Петуха).

«Заяц-хвастун»сказка подходит для детей, которые любят приукрашивать события, приврать по пустякам.

«Приключения Незнайки» - сказка подходит для прочтения шаловливому или легкомысленному ребенку.

«О рыбаке и рыбке»сказка для жадных или эгоистичных детей.

«О трусливом зайце»сказку следует рассказать пугливому ребенку.

Как написать правильную сказку?

• Лучше всего сочинять сказку с ребенком перед дневным или ночным сном. Важно, чтобы прошло немного времени после случившегося происшествия. Ребенок должен успокоиться и тогда он сможет посмотреть на ситуацию со стороны.

• В сказке должен быть главный герой и ваш ребенок должен ассоциировать себя с ним. Лучше не использовать в сказках уже имеющихся героев (крокодил Гена, Красная шапочка, а придумать новых персонажей. Например, вы рассказываете ребенку сказку, в которой крокодил Гена пример для подражания, а в детском саду воспитатель скажет про него что-то негативное. Вся ваша работа может быть разрушена.

• Начинать сказку нужно со слов “в некотором царстве…” В этом случае ребенок сам сможет определиться насколько близко он будет принимать сказочную историю. Следует создать для ребенка тот мир, в котором ему будет интересно и комфортно. Не следует ограничивать его фантазию.

• Следует описать жизнь сказочного героя в сказочной стране так, чтобы ребенок уловил схожесть со своей жизнью.

• Герой должен столкнуться с проблемой, похожей на реальную проблему ребенка. Например, боязнь темноты или нежелание ходить на горшок. Сказочный герой должен испытать те чувства и эмоции, которые мучили ребенка.

• Появляется много способов и возможностей выбраться из данной ситуации. Герой ищет выход из сложившейся ситуации, а вместе с ним и ребенок.

Воспитание сказкой — это самый мягкий способ воспитания. Ведь мы не воспитываем ребенка напрямую, мы всего лишь показываем ему последствия его поведения через сказку, а ребенок сам делает выводы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Консультация для родителей «Что такое сказкотерапия»Консультация для родителей «Что такое сказкотерапия» Консультация для родителей "Что такое сказкотерапия?" Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия или воспитание сказкой
Опубликовано: 25 мая 2024 в 01:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия или воспитание сказкой» (включая файлы) размещена пользователем Мария Чистякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июня. День наблюдения за облаками. Передвижка «Облака»

Сегодняшний праздник посвящен созерцанию облаков. Научим дошкольников разбираться в облаках, а главное, замечать красоту, которая нас окружает.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД