Юлия Ратникова
Статья в журнал «Дошкольный проект Сибирь». Учимся жить вместе.
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде неприкосновенная человеческая личность. Но пока теоретические настроение не приобрели широкого практического применения в реальности. На экранах телевизоров дети часто видят фильмы и даже мультфильмы с сценами насилия, пренебрежительного отношения к личности, унижения как над человеком с другой культурой, так и над образом культуры другого народа. Психика детей восприимчива к любым примерам поведения как положительного, так и отрицательного характера. А в силу небольшого социального опыта ребёнок впитывает в себя всё, что видит и слышит, не понимая правильно это или нет, хорошо или плохо. И для нас, педагогов, стоит важная задача - направить детей по дороге добра, научить пониманию, толерантности во всех смыслах этого слова, принятию людей разной национальности, цвета кожи, социального статуса, людей с особыми возможностями. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Публикация «Статья в журнал „Дошкольный проект Сибирь“, Учимся жить вместе,» размещена в разделах
В новостях много и часто говорится о различных терактах, межнациональных войнах, этнического геноцида. Проблема национальных межличностных отношений остро стоит и в нашем регионе, в нашем городе в частности: часто можно встретить призывы и лозунги, написанные на домах и постройках в многолюдных местах, призывающие к насилию, уничтожению и глумлению над лицами других национальностей. Оглянувшись вокруг, мы осознали назревшую необходимость работы с детьми по воспитанию толерантной личности уже в дошкольном возрасте на примере именно нашего города Усть-Илимска в частности, и Иркутской области в целом.
Материалы лекции и мультимедийной презентации Зайцевой О. Ю., к. психол. н., доцента кафедры психологии и педагогики дошкольного образования «Система дошкольного образования РФ», позволили увидеть масштабность рассматриваемой проблемы в Иркутской области. В прошлом году только в г. Иркутск прибыли 10,7 тыс. человек разной национальности. С 2007г. по 2010 г. рождаемость выросла с 3,4 тысяч до 5,5 тысяч человек в год (на 18%). При этом лидерами по рождаемости среди иностранцев стали
азербайджанцы (180-185 малышей в год 10,7% от общего количества рождённых в Иркутске иностранцев)
узбеки (165- 9,5%)
таджики (159-08,74)
украинцы (157- 8,63%)
Как важно уже сейчас понять значение формирования связи и взаимообмена поколений, развитие поликультурных сообществ, создание благоприятных условий для проживания других народностей, внедрение и популизация способов взаимодействия с другими этносами и культурами, развитие и воспитание толерантного общества начиная с дошкольного возраста.
В целях возрождения и развития национальной культурной специфики современная педагогика требует учитывать в педагогическом процессе особенности культуры, традиций регионов. В связи с этим с 1994г. в учебно- воспитательную работу образовательных учреждений РФ введён национально- региональный компонент. Согласно Декларации ЮНЕСКО 1994г., «рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса». Одним из ценностных ориентиров личности становится формирование толерантных отношений в детской среде, возникающих в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, в том числе в ДОУ.
Современный культурный человек – это образованный человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Именно поэтому очень важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть. Наш современник должен иметь определённый багаж знаний, умений и навыков, обладать толерантностью, как основой жизненной позиции.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам - многоаспектная проблема, включающая решение таких вопросов, как становление и развитие межличностных отношений и общения; формирование толерантных отношений дошкольников, их взаимоотношений и общения; формирование толерантных отношений в условиях многоционального коллектива воспитанников; знакомство детей с культурой народов разных стран и расширение их знаний об окружающем мире.
Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от национальности, обогащению культуры своего народа через ознакомление с культурой других народов, - еще не достаточен. Но уверены, что представленный материал позволит педагогам проанализировать свою работу по данному вопросу и, может быть перестроить ее. Наше знакомство с толерантностью произошло совсем недавно. Безусловно, работа по нравственному воспитанию, развитие коммуникативных способностей, правовому и патриотическому воспитанию, происходила и раньше. Но тема проекта «Учимся жить вместе» стала запросом самих детей впервые. Каждый новый проект начинается у нас с модели трё х вопросов: что мы знаем по данной теме, что хотим узнать и где мы можем узнать. Каждый ребёнок высказывает свои варианты ответов на поставленные вопросы. Все они фиксируются, анализируются и обобщаются. (см. фото модель 3 вопросов1)
На основе этого запроса самих детей мы формулируем тему проектов. Решение образовательных и воспитательных задач происходит через совместные и индивидуальные виды деятельности в различных центрах. Каждое утро начинается у нас в группе с «Круга добра и улыбок», на котором дети высказывают свои пожелания друг другу на день, делятся информацией, радостью, новостями. Далее мы проводим различные подвижные, дидактические игры, психологические этюды, игры- диалоги подобранные по теме проекта, направленные на решение проблемных ситуаций, развитию познавательных способностей. Выбор центра активности ребёнок делает сам с помощью специальных разноцветных жетонов. На период проведения проекта вся группа меняется в соответствии с темой, организуются специально подобранная предметно-развивающая среда: выставки, мини-библиотеки, галереи рисунков, коллекции, фотовыставки, тематические зоны.
Проект «Учимся жить вместе» стал продолжением темы «Моя родина-Россия». Анализ модели трёх вопросов показал, что дети хотят знать больше о других странах, людях и их жизни. Тогда то и родилась идея провести цикл тематических дней по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в подготовительной группе, ориентированный на мир, ненасилие, толерантности, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности: жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Проект был рассчитан на неделю и каждый день был тематическим:
• «Мы-жители планеты Земля». Через эту тему познакомили детей с разнообразием национальностей, традициями и их особенностями.
• «Калейдоскоп сказок» В этот день наши дети познакомились с музыкой, литературными произведениями разных стран и народностей.
• «Прекрасная страна Армения» В нашу группу ходят две девочки из Армении и темой этого дня стал запрос не только детей, но и родителей, которые принимали активное участие в реализации проекта.
• «Каждый ребёнок имеет права» Не только взрослые, но и все дети имеют права, независимо от национальности и места проживания. Мы познакомили их с конвенцией прав ребёнка в доступной форме.
• «Дружат дети на всей планете» В заключительный день проекта мы играли в игры разных народностей, пригласили родителей. Организовали праздник, где каждая семья презентовала различные национальные блюда, родословные древа своей семьи.
Знакомство с понятием «толерантность» началось с классификации в игре «Хорошо-плохо», сделали наглядными ответы с помощью цветика- семицветика (фото цветок толрантности) на лепестках которого были написаны слова, относящиеся к понятию о толерантности: добро, дружба, помощь, понимание, любовь, дружелюбие и т. д. В дальнейшем использовали различные словесные и дидактические игры. Особую роль отводили спортивным состязаниям, праздникам, командным играм посредством которых у детей проявлялся общий командный дух, взаимовыручка, дружеская поддержка, взаимопомощь, терпимость, поддержка.
«Круг добра и улыбок» начинался с различных приветствий: «Приветствие с улыбкой», «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что…», «Дружить- это значит…», «Ласковое имя», «Приветствие других стран», «Добрые пожелания», «Поделись радостью», «Калейдоскоп радостных событий», «Добрые новости», «Интервью добра», «Волшебная палочка добрых дел», «Подарок для друзей», «Комплименты», «Чем я могу помочь», «Я- хороший, ты- хороший»
.Большое воспитательное значение имеют коллективные творческие дела, так как каждый ребёнок наиболее полно раскрывался, узнавал что-то новое о ребятах, с которым он знаком уже не первый год, находил новых друзей в совместных играх : «Клубочек имён», «Я- сказочный герой», «Мостик дружбы», «Делай как я», «Помоги другу, или самая дружная пара», «Я хочу подружиться с…», «Доброе животное», «Подарок», «Доброе тепло», «Пересядьте те кто…», «Загадочные послания», «Волшебные слова», «Волшебный башмачок», «Верно-неверно», «Найди друга», «Кто позвал», «Вместе с другом», «Угадай настроение», «Зашифрованное имя», «Мой портрет», «Угадай кто это», «Какой я», «Противоположности», «Добрый день, шалом, салют», «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн).
Дети все разные: одни активные и обладают чертами лидера, другие застенчивые и замкнутые, холерики и флегматики у каждого индивидуальные особенности. Поэтому проводили различные психологические этюды, релаксационные моменты: «Цветок дружбы» «Каким я буду, когда вырасту» «Волшебный цветок» «Паровозик имён, или в страну Дружбы» «Дракон ловит свой хвост» «Заячья семья» «Если нравится тебе» «Я змея» «Не прослушай имя своего друга» «Зеркало» «Люди к людям» «Газета» «Паровозик имён, или в страну Дружбы» «Дракон ловит свой хвост» «Заячья семья» «Если нравится тебе» «Я змея» «Не прослушай имя своего друга» «Зеркало» «Люди к людям» «Газета».
Учитывая то, что ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игра, мы старались обеспечить необходимыми атрибутами предметно- развивающую среду детей в течение всего дня, вовлекая детей в новые тематические игры и сюжеты: «Страна добра и дружбы» «Я - президент» «В гости к товарищу» «Принимаем гостей» «Служба спасения и помощи» «Пограничники родины» «МЧС» «Патруль времени» «Мы- защитники» «Бюро находок» «Агентство добрых дел» «Путешествие по разным странам» «Ярмарка национальных игрушек» «Благотворительная служба помощи» «К нам в гости приехали иностранцы» «Путешествие»
Для полного погружения в тему, для того, что бы ребёнок понял и принял положительные нравственные нормы толерантности, безусловно, необходимо участие родителей и родных. Наши родители с удовольствием включились в этот проект, откликнулись на наше приглашение и активно помогали нам в реализации поставленных задач. Они поддержали нас в работе над темой «Каждый ребёнок имеет право», проявили творческие способности в совместных работах с детьми : выставке рисунков по теме «Моя малая родина», кулинарной презентации «Национальное блюдо», составлении генеалогического дерева «История моей семьи». Ребята совместно с родителями собирали книги и игрушки для дома малютки.
Работая над каждой образовательной областью, мы способствовали формированию осознанного формирования толерантного сознания собственным примером различных сказочных героев, прививая идеи уважения и добра, взаимопомощи и принятия людей такими какие они есть, понимания и дружелюбия. Эффективными оказались и интегрированные занятия и беседы: «Моя страна» «Мой город» «Все мы разные, но все мы вместе» «Разные страны- одна планета» «Мы- жители планеты Земля» «Мир вокруг нас» «Разноцветные люди» «Наша страна- Россия».
Работая над проектом «Учимся жить вместе», широко использовали возможности компьютерных технологий. Так, например, эмоциональный отклик у детей вызвала работа в центре драматизации и сюжетно- ролевой игры. Мы решили поставить театрализованное представление по сказке Г. Х. Андерсона «Гадкий утёнок» и снять его на видеокамеру, после чего, с помощью ассистентов смонтировать фильм. Одни дети были актёрами, другие сценаристами и операторами. Ребята полностью включились в работу. Актёры тщательно подбирали костюмы, делали грим и старательно играли свои роли. Юные операторы серьёзно подошли к своим обязанностям и ответственно снимали всё происходящее на камеру. Результат увидели все дети и родители на празднике «Дружат дети на всей планете». Для участников работы это была звездная минута славы!
А в центре искусства ребята нарисовали плакаты о толерантном отношении между людьми, после чего отсканировали рисунки и изготовили буклеты, которые потом раздавали прохожим на улице при проведении акции «Мы жители одной планеты». Дети были в восторге от проделанной работы, рассказывали и показывали свои шедевры.
Так же, благодаря участию родителей, через WEB-камеру у нас состоялась прямая трансляция общения детей нашей группы с родственниками и детьми из Армении. Сколько эмоций было у ребят России и Армении! Дети наперебой задавали друг другу вопросы, обменивались приветствиями, исполняли песни и читали стихи. Это стало необычным, но очень интересным и насыщенным событием для них. К сожалению, техника нас подвела: и фильм, и фотографии Моста между Армений и Россией, уничтожили компьютерные вирусы.
Через проект «Учимся жить вместе» мы старались обогатить социальный опыт детей, дать им возможность шире посмотреть на мир, познакомили с правами детей. Играя с детьми, мы старались способствовать развитию у них качеств толерантной личности: принятию людей, терпимости к окружающим, пониманию и добру, дружелюбию, взаимопомощи и любви, уважению к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности. Помогали реализовать полученные знания и умения на практике через различные игровые ситуации, взаимодействие с младшими дошкольниками и организацию досугов и развлечений по данной теме. Но в этом проекте и мы, взрослые, учились у детей: открытости, искренности, душевности, состраданию. Тема толерантности оказалась интересной и актуальной для нас и ребят. Мы сделали вывод, что работа должна начинаться в раннем возрасте с «Уроках добра», воспитании дружеских отношений в коллективе, знакомства с различными народами, их игрушками и традициями. «Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям»
И мы желаем каждому ребёнку и взрослому идти именно по этому пути.
Приложение 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авторский коллектив: доктор педагогических наук, профессор Н. И. Элиасберг, Г. А. Сунгурова, Д. А. Нерознак К толерантности – шаг за шагом: Учебное пособие для учащихся основной школы: 2-е изд., перераб. – СПб. : Перспектива; Союз, 2008.
2. В. Г. Маралов Как научить рбенка быть внимательным и терпимым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов. – М. : АРКТИ, 2009.
3. Е. А. Алябьева. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Материалы бесед для организации внеситуативно - познавательного и личностного общения. М. ТЦ Сфера, 2003.
4. Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. М. Степина Знакомим дошкольников с Конвецией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 3-е изд. испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004.
5. Л. Г. Федоренко Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы – СПб. : КАРО, 2006.
6. Л. М. Шипицына. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
7. Под общей редакцией канд. ист. наук, доц. Д. А. Головушкина Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности: Учебно-методический комплекс. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
8. О. Ю. Зайцева Материалы лекции «Система дошкольного образования РФ»
9. Р. А. Жукова «Правовое воспитаниеСтаршая и подготовительная группы. КОРИФЕЙ,2008.
10. Т. А. Шорыгина Вежливые сказки. Этикет для малышей, М. Книголюб, 2004.
11. Т. В. Болотина Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах и ответах и комментариях М. : ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.
12. Т. Н. Вострухина Воспитание толерантности у детей в условиях многоционального окружения. -М. : Школьная Пресса, 2010.
13. Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкина, Л. Г. Голубева и др. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и дет. Сада. «Просвещение» 2006.
14. https://festival.1september.ru/articles/582290/
15. https://www.pravilaigr.ru/igrmir.php
16. https://lik-kuzbassa.narod.ru/Stihi.htm
17. https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/«usloviya-formirovaniya-tolerantnosti-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta»