Лучший педагог года

Эмоциональный мир ребенка так многообразен

Даутова Наталья Валерьевна
Эмоциональный мир ребенка так многообразен

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности. Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» заменяется более доступным понятием «настроение». «Проблема современного ребенка в том, что недостаточно развита эмоциональная сфера, а именно — дети не умеют откликаться на чувства и состояния других людей, неадекватно реагируют на многие вещи. В наше время лучшими друзьями детей являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Это приводит к тому, что дети меньше общаются и со взрослыми, и со сверстниками; дошкольники невнимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать свои эмоции. Но мы все знаем, что общение значительно обогащает жизнь, делает ее ярче и интересней». [2]

Публикация «Эмоциональный мир ребенка так многообразен» размещена в разделах

Дошкольный возраст — достаточно короткий период жизни человека. Поэтому очень важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Одной из таких основ является эмоциональная сфера. «Ребенок 6-7 лет — это человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, в основном, с атмосферой в семейном кругу. Новые умения и интересы способствуют проявлению целого спектра разнообразных эмоций ребенка. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств : он уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, нежность, застенчивость, удивление и т. д. Ребенок уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику». [2]

Мы живем в прекрасном мире отношений, где происходят яркие события, на которые мы эмоционально реагируем. Каждый ребенок познает мир и себя самого испытывая разнообразные эмоции и чувства это называется нашим отношением к окружающей действительности. Это могут быть переживания в зависимости от наших ощущений.

Есть внешний мир, который мы видим и можем о нем рассказать, есть мир внутри каждого человека, это мир его чувств. Чтобы познать свой внутренний мир и внутренние ощущения родителей и друзей, важно научиться понимать палитру разнообразных реакций.

Чем старше вы становитесь, тем лучше вы справляетесь со своими чувствами. Эмоции формируются в процессе общения со взрослыми и детьми и происходит изменение мимики лица.

Мимика говорит без слов о чувствах и настроении человека. Эмоции нашего лица «слышны лучше, чем речь», поэтому важно научиться понимать, что нам «сообщает» другой человек. Быть успешным, понятным и близким в общении помогает умение «видеть» и чувствовать эмоциональную реакцию людей.

Давайте узнаем о некоторых эмоциях и как они проявляются.

Радость позитивная эмоция знакома всем, она проявляется улыбкой. Вспомните, что нас радует: победа в соревновании, получаем долгожданный подарок, слышим похвалу.

Наше настроение поднимается, мы мыслим оптимистично: будущее кажется прекрасным, а мир вокруг — доброжелательным.

Радость проявляется в виде широкой улыбки, легкого смеха.

Грусть отрицательная эмоция, противоположная радости

когда мы с ней можем повстречаться? во время неприятных моментов, когда проигрываем, когда нарушаются наши планы. Эмоция показывает, что ожидания человека не воплотились в реальность.

Также грусть появляется, когда мы читаем тоскливые книги или смотрим фильмы, где с главными героями происходит нечто печальное.

Грусть — легкое уныние, которое не длится слишком долго. Гаснет взгляд, уходит улыбка с лица, но позже все приходит в норму.

Страх принято считать злой, неприятной и губительной для человека эмоцией, хотя он способен уберечь нас от бед.

Эта эмоция рождается, когда человек понимает: скоро должно произойти плохое. Будущая угроза не всегда реальна, иногда мы самостоятельно придумываем неприятности, которые могли бы приключиться в будущем.

Страх заставляет наш организм собрать все силы, чтобы бороться с препятствием: громко бьется сердце, тело напрягается, кожа краснеет или бледнеет, взгляд испуганный.

Когда мозг человека понимает, что угроза миновала или оказалась выдуманной, возвращается покой, обычное состояние.

Но мы знаем, что люди, совершившие самые смелые поступки, тоже испытывали эту эмоцию, она помогла им сберечь их жизнь и спасти жизнь других людей или животных. Она помогает понять, где опасно, мы не перебегаем дорогу на красный свет, не дразним злую собаку.

Восхищениеприятная, воодушевляющая эмоция. Возникает, когда мы сталкиваемся с прекрасным, уникальным, редким.

Например, люди испытывают восхищение при посещении музеев, картинных галерей. Мы восхищаемся красотой, величием природы, сложным и загадочным устройством космоса.

Однако окружающие тоже эту эмоцию могут вызывать — нам нравится наблюдать за талантливыми людьми, их работой (танец, рисование, следить за учеными, героями, исследователями.

Просмотр интересного спектакля или фильма дарит эту эмоцию. Все зависит от человека, который наблюдает за происходящим, от его вкуса.

Знание эмоций дарит нам возможность хорошо знать себя, свои сильные и слабые стороны. Благодаря чему мы умеем регулировать свое поведение, понимаем, что уместно в определенный момент.

Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло. «Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников мы проводим в двух направлениях:

– формирование умения распознавать и сравнивать эмоции : весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и т. д.

– формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими. Эмоциональное воздействие на ребенка мы осуществляем при помощи следующих средств:

– использование различных сюжетно-ролевых игр

– используя игры на развитие воображения

– прослушивание музыки и обсуждение ее

– использование мимических этюдов

– чтение сказок и рассказов

– использование подвижных и коммуникативных игр». [2]

Можно с уверенностью сказать, что такие занятия раскрепощают эмоциональную сферу ребенка. В театральных играх учим детей исполнять различные роли. Ребята с удовольствием играют героев противоположного пола, отрицательных героев: бабу Ягу, Кощея Бессмертного, волка и т. д. Наблюдая за поведением дошкольников, можно смело сказать, что использование мимических этюдов в нашей работе приносит очень хорошие результаты. Для этого мы учимся с различным выражением читать одно и то же стихотворение: радостно, грустно, удивленно и т. д. В ходе занятий дети переживают разные эмоциональные состояния. Важнейшим компонентом эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно способности к сочувствию и понимаю переживаний и эмоций других людей. Ребенок, у которого развита эмпатия, всегда войдет в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь. «Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убежден, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других». Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его легкой социализации, беспроблемного общения. Именно поэтому мы даем рекомендации родителям: уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и физических способностей ребенка. [2]

Для этого им необходимо как можно больше времени проводить с собственным ребенком, не позволяя ему уткнуться в гаджеты. Создавать в семье теплую атмосферу, объяснять ребенку принципы существования в обществе, разбирать вместе с ним различные жизненные ситуации. Развивать у дошкольника позитивные черты характера, учить делать полезные поступки, проигрывать вместе с ребенком различные эмоции, стоя у зеркала. [2]

Разумеется, все вышеприведенные советы и рекомендации способны дать желаемый эффект только в том случае, если родители не будут жалеть времени и сил для занятий со своим ребенком. Родителям важно понимать, что в одиночку детям совершенно невозможно справиться со своими проблемами, а при поддержке старших они порой способны творить чудеса. Понятно, что при сегодняшнем сумасшедшем темпе жизни все очень заняты. Но все же, несмотря на усталость и плохое настроение, нужно постараться уделять ребенку как можно больше внимания. Попытаться сделать климат в семье эмоционально комфортным и максимально благоприятным для его развития. Трудовая и творческая деятельность также помогут формированию эмоциональных переживаний : – радости от успеха – вдохновению – сочувствию сверстникам – удовлетворению или недовольству результатом. В творческой деятельности ребенку проще проявить себя, показать свой взгляд на мир. Иногда — выплеснуть свои эмоции, даже негативные. [2]

Эмоции помогают определенным образом воспринимать действительность, реагировать на нее. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания и общаться с людьми — все это зависит от того, как развита эмоциональная сфера ребенка. Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Человек реагирует на окружающий мир посредством эмоций. Поэтому необходимо развивать эмоциональную сферу ребенка с раннего возраста при помощи разных видов воздействия, отдавая предпочтения игровым методам. «Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Невозможно, да и не нужно, полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение перед публикой, и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, воспитатель или взрослый должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности. С другой стороны, ориентация дошкольника только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности». [1, стр. 115]

Одно и то же событие может переживаться по — разному, в зависимости от того, какой был мотив и каков результат. Удовольствие и радость появляются при реализации мотива, а неудовольствие, разочарование и даже гнев — при его нереализации. «Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать — это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций». [1, стр. 116]

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Замечательные качества, заложенные в каждом ребенке,

— его активность, стремление к самостоятельности, настойчивость, гибкость, впечатлительность и эмоциональность

— в благоприятных случаях не только ведут к развитию его талантов, характера, но порой определяют его судьбу.

Литература:

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: Логические схемы. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. «Особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»

2. Тулина, Н. И. Эмоционально-психологический конфорт детей в детском саду / Н. И. Тулина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. – август.

3.https://paidagogos.com/osobennosti-emotsionalnoy-sferyi-rebyonka-doshkolnogo-vozrasta.html?label_41cc0e4945e162021cfdd993f4c1104d=2

Публикации по теме:

«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника)«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника) Вот и заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Весёлому русскому народному.

Месячник «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.

Флешмоб к всемирному Дню ребенкаФлешмоб к всемирному Дню ребенка В воскресенье 20 ноября мы будем праздновать Всемирный день ребенка. К мероприятиям празднования Международного дня ребенка имеют отношение.

Развивающая книга для ребенкаРазвивающая книга для ребенка Фотоотчет «Развивающая книга для ребенка» В очередной раз хочу представить вам развивающую книгу для ребенка. Мастер класс по изготовлению.

Фотоотчет «Труд ребенка»Фотоотчет «Труд ребенка» Огромно влияние на воспитание ребенка оказывает труд «Регулярное участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей. Труд способствует.

Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.

Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет»Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет» Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2-3 лет»Автор: Булгакова Н. А. Наш внук пропустил свой первый новогодний.

Стенгазета к Всемирному Дню ребенкаСтенгазета к Всемирному Дню ребенка В 1954 году Генеральная Ассамблея рекомендовала всем странам организовать и праздновать «Всемирного дня ребенка» как дня мирового братства.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмоциональный мир ребенка так многообразен
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 18:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональный мир ребенка так многообразен» (включая файлы) размещена пользователем Даутова Наталья Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД