Ирина Новодержкина
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
Ведущая задача дошкольного учреждения – это правильное физическое воспитание детей. Фундаментом общего развития человека, является хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте формируется костно-мышечная, нервная системы, дыхательный аппарат и закладываются основы физического развития и хорошего здоровья. Жизнь ребёнка во многом зависит от взрослых, которые заботятся об охране и укреплении его здоровья, полноценном физическом развитие. Первостепенной задачей физического воспитания является формирование двигательных навыков, умений и физических качеств. Формировать у ребёнка правильное отношение к себе и к своему здоровью призвано именно физическое воспитание. Определяющая роль в укреплении и сохранении собственного здоровья принадлежит самому человеку. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребё нка предусматривает: знание правил гигиены и ухода за своим телом; знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; знание о своём физическом развитие, уровне физической подготовленности.
Публикация «Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ» размещена в разделах
Важно отметить, что оздоровление детей – это проблема не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа на длительный период. Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического воспитания используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.
Гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды и обуви, физкультурного оборудования) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Таким образом, занятия физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы при условии полноценного и своевременного питания. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Чистота помещения, физкультурного оборудования, игрушек, а также одежды и обуви служит профилактикой заболеваний.
Солнце, воздух, вода усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребёнка. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, в результате которого организм приобретает способность своевременно реагировать на разнообразные изменения метеорологических факторов. Таким образом, естественные силы природы вызывают у детей положительные эмоции.
Физические упражнения – это основные средства физического воспитания. Они оказывают на ребё нка многостороннее воздействие: изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, трудового воспитания. В дошкольных учреждениях разработана целостная система здоровьесбережения детей. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольных образовательных уреждений, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
К современным здоровьесберегающим технологиям относятся:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : подвижные и спортивные игры, разные виды гимнастики: пальчиковая, для глаз, бодрящая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурное занятие, коммуникативные игры, самомассаж.
Важно, чтобы каждая из этих технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников как основная задача дошкольного образовательного учреждения должно базироваться на осознанном отношении ребёнка к своему здоровью, которое в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно оздоровительной деятельности. Физкультурно оздоровительная работа с детьми осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности : физкультурное занятие, утренняя гимнастика, физминутка, гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия. Приобщение детей к здоровому образу жизни в процессе физической деятельности является наиболее эффективным, а именно полностью реализуется потребность в двигательной активности. Такой деятельностью является физкультурное занятие, которое должно доставлять радость ребёнку, формировать двигательные умения и навыки. Физкультурное занятие – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Задачей занятий является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и воспитание физических качеств. Наиболее высокая двигательная активность проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность за выполнение правил и достижение определённого результата. Подвижной игре в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста принадлежит ведущая роль. Таким образом, являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Игра оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребёнка. Таким образом, оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребёнка. Именно в игре деятельность детей организуется на основе образного сюжета или игровых заданий, предусматривающих достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных действий (бег, прыжки и др.). Наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений, является утренняя прогулка. Формы организации могут быть разными, в зависимости от характера предстоящих занятий, времени года и оборудования.
Важно отметить, что немаловажное значение в оздоровительной работе имеет утренняя гимнастика. Это обязательная часть режима ребёнка в дошкольном учреждении. Зарядка – это отличный способ избавиться от утренней сонливости, она обеспечивает прилив энергии и бодрости. Также утренние упражнения способствуют физическому развитию и улучшается сопротивляемость организма к болезням.
Необходимо подчеркнуть, что любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольника. Дети быстро утомляются, теряются интерес к деятельности. Признаки утомления детей выражаются по разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, не произвольные побочные движения. Таким образом, одним из эффективных способов предупреждения утомляемости считаются физминутки. Хочется отметить, что физминутка способна снять усталость и восстановить силы, отвлечь ребёнка, переключить его внимание. Именно после физминутки ребята получают новый заряд энергии и готовы к восприятию нового и интересного.
Важной формой в оздоровлении детей является гимнастика после дневного сна. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Гимнастика включает в себя такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики.
Для профилактики простудных заболеваний и заболеваний дыхательных путей, проводится комплекс дыхательной гимнастики. Эта гимнастика очень полезна и наша задача – научить ребёнка правильно дышать. Данные упражнения способствуют насыщению нашего организма кислородом. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.
Важно подчеркнуть, что комплекс закаливающих процедур составляется с учетом состояния здоровья ребёнка. Закаливание включает в себя: регулярное выполнение гигиенических процедур (полоскать рот после еды, умываться и мыть руки прохладной водой, чистить зубы 2 раза в день, ежедневно делать утреннюю гимнастику, хождение босиком (по «дорожкам здоровья», летом по траве и земле, соблюдение теплового и воздушного режима (проветривание, одевание детей в соответствии с сезоном. Таким образом, систематическое закаливание вырабатывает в организме способность приспосабливаться к различным условиям и переменам внешней среды. Именно укрепление здоровья детей путем закаливания повышает их сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям.
Важным условием в воспитании здорового ребёнка является культура здоровья семьи. Сегодня детский сад и семья рассматриваются, как единое целое в становлении личности ребёнка. Работа с родителями должна строиться так, чтобы у них возник интерес к процессу здоровьесбережения детей. Полезная информация размещается вродительских уголках, папках передвижках, а также проводятся индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия. В свою очередь, родители должны подавать хороший пример детям, придерживаясь здорового образа жизни.
Список литературы
1. М. А. Рунова. Радость в движении. -М. ,2004.
2. А. В. Кекеман, Д. В. Хухлаева. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1985.
3. И. М. Новикова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - Москва: Мозаика-Синтез, 2009.