МААМ-картинки

Страничка психолога «Неуверенные дети и как воспитать социально –уверенное поведение»

Голубева Оксана
Страничка психолога «Неуверенные дети и как воспитать социально –уверенное поведение»

Страничка от психолога

«Неуверенные дети и как воспитать социально – уверенное поведение»

Ребенок рождается со всем многообразием ресурсов для того, чтобы в дальнейшем чувствовать себя успешным. Все дети считают себя замечательными. Однако уже в раннем возрасте многие из них утрачивают ощущение уникальности своего «Я», чувство собственной ценности, веру в свои силы.

Публикация «Страничка психолога „Неуверенные дети и как воспитать социально –уверенное поведение“» размещена в разделах

Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, с окружающим миром. Неумение взаимодействовать с самим собой (что подразумевает отсутствие положительного отношения к себе, веры в свои силы и возможности, умения выражать себя, свои чувства и желания и т. п.) - причина неумения взаимодействовать с социумом. Социальные проблемы порождаются внутриличностными проблемами. Социальная неуверенность - прежде всего неуверенность в самом себе, своей уместности в социуме, неумение реализовать свою индивидуальность и найти свое место среди людей.

В процессе взаимодействия с людьми ребенок самостоятельно вырабатывает свое отношение к ним в результате полученных переживаний, которые могут быть как приятными, так и неприятными для него.

Позитивное отношение (возникшее на основе положительных эмоций - радости, удовольствия, восторга, благоговения, смеха, и т. д.) придает человеку силы для реализации желаний, раскрытия личностного потенциала, достижения успехов и целей.

Основой позитивного отношения является сформированная в детстве вера в себя, ощущение полноты своих возможностей. В возрасте до 4-5 лет закладываются основы самосознания, умение отделять себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность, и в то же время идентифицировать себя с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность их переживаниям. В этот же период, познавая свои ощущения, окружающий мир через себя, он осознает свою индивидуальность, переживает свою уникальность и неповторимость.

Жесткость, неприятие взрослыми ребенка, неуважение к нему и его опыту, частые запреты, ограничения, предписания, наказания ведут к развитию негативизма как формы защиты своего «Я», страха, отрицания себя и других, вызывают гнев и неуверенность, пораженчество.

Для благополучного роста каждый ребенок нуждается в атмосфере любви и психологического благополучия. Если это условие отсутствует, ребенок, может быть даже неосознанно, испытывает негативные переживания, что отражается на его развитии. Недополучение любви по любому из каналов (физическому, эмоциональному, интеллектуальному) подталкивает ребенка к инфантильному поведению, неадекватным защитным поведенческим механизмам, формируя социальный страх в разных его формах : беспокойства, тревоги, вины, гнева. Социальные страхи являются фундаментом, на котором возводится «здание» социальной неуверенности. Реагируя на этот страх за свою жизнь, человек демонстрирует социально неуверенное поведение. Он винит либо себя, свою несостоятельность, и тогда мы видим проявления гипоактивных форм (зависимости, стеснительности, несамостоятельности, аутичности, конформности, пассивности, либо свои обвинения он направляет на социум, и тогда мы сталкиваемся с гиперактивными формами (агрессия, неуправляемость, делинквентность). Итак, неадекватная социализация дает толчок к возникновению социальной неуверенности, формируя порочный круг

Предоставляя ребенку возможность приобрести собственный опыт побед и неудач, насладиться процессом творчества, обучая его разнообразным средствам самовыражения, мы формируем в нем способность осознанного гармоничного выбора способов жизни в социуме.

В возрасте 4-5 лет ребенок определяет свое отношение к людям. Он делает выбор в пользу любви или ненависти. Он учится понимать других людей, в нем формируется чувство терпимости и принятия других людей, потребность в уважении и дружбе, способность к сопереживанию и состраданию.

Возраст 6-7 лет является сензитивным периодом эмоциональной отзывчивости. Чтобы обрести уверенность в общении, ребенок должен научиться понимать внутренний мир других людей. За эмоциональным обменом легко устанавливается и интеллектуальный обмен.

Неуверенные люди испытывают тревогу практически во всех ситуациях общения. Повинуясь осознанному или неосознанному страху, они скрывают свои истинные эмоции и вводят этим в заблуждение себя и других. Они часто выливают свой гнев и раздражение на человека, прибегая к косвенным, «обидным» методам. Это редко приводит к успеху.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, что в свою очередь формирует в нем чувство собственной значимости.

Причиной зарождения самоуничижения детей почти во всех случаях является критика родителей, педагогов или старших братьев и сестер. Ребенок испытывает на себе со стороны взрослых завышенные ожидания, оправдать которые он не способен, он убежден, что никакие героические попытки не способны удовлетворить эти ожидания. С чувством тревоги приходит и самоуничижение. У ребенка развивается ужас перед неизбежным провалом, а результатом является его истинное ощущение своей вины и необходимости просить прощение за то, что он не является таким, каким его хотят видеть. Шагая по жизни в таком безрадостном состоянии, человек заранее отказывается от попытки самоутвердиться или ознакомиться с чем-то для него новым, что мешает приобретению необходимого жизненного опыта.

Если по мере накопления жизненного опыта у ребенка формируется позитивное восприятие самого себя, то это чувство по отношению к самому себе можно условно передать словами: «Я хорош такой, какой есть; Я прекрасен; Я все могу; Я умею очень много; Я уникален и неповторим; Я себе нравлюсь» и т. п. Осознание собственной ценности, высокая самооценка позволяют человеку верить в свои силы и ждать от себя и для себя многого. Если человек обладает чувством самоуважения, то рассчитывает на собственный успех и как правило его не скрывает.

Социально уверенный ребенок верит в то, что будет действовать правильно и успешно, добьется положительного результата при решении трудных задач.

Социально уверенное поведение характеризуется умением:

реализовывать самоутверждающие способы поведения (без агрессии и не за счет других). К умениям выражать свои права и чувства по отношению к другому человеку относится: умение сказать «нет»; умение выражать желания и требования, позитивные и негативные чувства; коммуникативные умения (налаживать контакты, вести и заканчивать разговор, обращаться с просьбой и т. п.)

Значит, каждый ребенок ищет поддержку, одобрение со стороны взрослых, нуждается в любви и вере в его силы.

Подготовила педагог-психолог МБДОУ детский сад №2 «Колокольчик» Голубева О. Е.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975. -447 с.

2. Бачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : Уч. пос. - М. : Ось-89. 1999.

3. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. Психологические труды. - М. : Институт практического психолога. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности /под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Институт практической психологии, - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

6. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза. Избранные психологические труды : В 2-х т. - М., 1986.

7. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб. : Союз, Лениздат, 2000.

8. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.

9. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. - М., 1963. - Т. 1, - М., 1970. -Т. 2.

10. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М. : ТЦ «Сфера», 1999.

11. Фарбер Д. А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // структурно-функциональная организация развивающегося мозга. - Л. : Наука, 1990. -168 с.

12. Фельдштейн А. И. Социальное развитие в пространстве - времени детства. - М., 1997.

13. Филиппова Л. В., Лебедев Ю. А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности. - Пермь: Перм. ун-т, 1992. - 264 с.

14. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Пельдштейна, - М. : Институт практической психологии, - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 416с.

Публикации по теме:

«Как воспитать настоящего человека» «Каким должен быть настоящий человек» «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе» Антуан –де Сент Экзюпери «Как.

Как воспитать патриота (Из опыта таботы воспитателя МАДОУ №16 Новгородского района Новгородской области Андреевой Ирины Дмитриевны) Что такое патриотизм? Это.

Как воспитать благодарных детей в семье Советы для родителей. «Как воспитать благодарных детей» У детей иная система ценностей, нежели у взрослых. Поэтому они бывают признательны.

Консультация «Как воспитать маленького патриота?» Мой город самый лучший на Земле… На всей огромной голубой Планете… Пусть он не так велик, сам по себе… Его любимей нет на целом свете… Владислав.

Как воспитать у ребенка правильное звукопроизношение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения? Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя.

Консультация для родителей «Как воспитать мальчика»Консультация для родителей «Как воспитать мальчика» У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек, а у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Но.

Консультация «Как воспитать в ребенке любовь к труду»Консультация «Как воспитать в ребенке любовь к труду» Труд детей является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей должен быть организован так, чтобы они научились понимать.

Как воспитать здорового малыша «Как воспитать здорового малыша» Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Страничка психолога «Неуверенные дети и как воспитать социально –уверенное поведение»
Опубликовано: 29 марта 2019 в 15:04
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД