Папки-передвижки

Структура мониторинга образовательной программы детского сада

Екатерина Куликанова (Сорвачева)
Структура мониторинга образовательной программы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №36»

Выполнила:

Воспитатель

Сорвачева Екатерина Владимировна

Г. Арзамас, 2012

Каждое дошкольное образовательное учреждение сегодня стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, направленного на достижение высокого качества дошкольного образования и освоения образовательной программы. Содержание такой программы включает совокупность образовательных областей, которое обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. При этом объектом педагогического мониторинга являются результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Если же рассматривать его как образовательный мониторинг, то, согласно мнению А. С. Белкина, объектом мониторинга будет состояние и развитие педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Публикация «Структура мониторинга образовательной программы детского сада» размещена в разделах

Таким образом, мониторинг в образовании можно рассматривать как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о ДОУ как об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления детским садом, оценку его состояния как субъекта системы образования и прогноз его развития. Получаемая информация нацеливает управленческие структуры всех уровней (руководители, заместители руководителей, педагоги, руководители творческих групп и методических объединений) своевременно адекватно реагировать на негативные тенденции в развитии дошкольной образовательной системы и добиваться повышения ее эффективности. Поэтому мониторинговые исследования в дошкольном учреждении направлены на изучение и сопоставление условий, процесса и результата образования. Они предполагают такие педагогические измерители, которые позволяют определить уровни социализации и состояние здоровья детей, соответствие достижений ребенка требованиям, предъявляемым нормативами (интегративные качества ребенка, которые он приобретает в результате освоения образовательной программы ДОУ, эффективность деятельности образовательного учреждения, степень удовлетворенности образовательными услугами.

Структура мониторинга в ДОУ может быть представлена как совокупность следующих элементов:

1. Субъекты мониторинга;

2. Мониторинговая деятельность;

3. Комплекс мониторинговых показателей;

4. Инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности.

1. Субъектами мониторинга являются носители мониторинговых функций, осуществляющие и развивающие эти функции. Они условно подразделяются на две большие группы:

Тех, кто предоставляет информацию;

Тех, кто ее отбирает и обрабатывает (структуры, так и отдельные люди).

Можно рассматривать их как команду специалистов, которая рассматривает результаты освоения детьми отдельных образовательных областей, а затем делает вывод о соответствие совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества.

Изучение специалистов ДОУ интегративных качеств личности воспитанников

(по Ю. А. Афонькиной)

Интегративные качества Специалист ДОУ Методы мониторинга

Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками Инструктор по физкультуре, педагог – психолог, воспитатель Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты

Любознательный, активный Воспитатель, педагог – психолог экспериментальные процедуры, тесты

Эмоционально отзывчивый Воспитатель, педагог – психолог, музыкальный руководитель Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Воспитатель, педагог – психолог Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения Воспитатель, педагог – психолог экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту Воспитатель, педагог – психолог экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Воспитатель, педагог – психолог экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Имеющий первичные представления о себе, се5мье, обществе, государстве, мире и природе Воспитатель Беседа

Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности Воспитатель, музыкальный руководитель, педагог - психолог Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры

Для этого субъекты мониторинга должны придерживаться основных принципов, позволяющих реализовать им свою субъектную позицию. Так, П. И. Третьяков обосновывает следующие основные принципы образовательного мониторинга : целенаправленность; научность; нормативность; целостность и непрерывность; оптимальность; эффективность и действенность; компетентность и дуальность. Терзиогло Е. И. дополняет этот перечень принципами непрерывности, воспитательной целесообразности, принципом диагностико – прогностической направленности. Если систематизировать все перечисленные принципы образовательного мониторинга, то получится следующая картина.

Целенаправленность – соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели.

Научность – мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, современной теории управления означает такую организацию слежения, которая построена на научно обоснованных характеристиках образовательного процесса, исключает житейски – бытовой подход к их оценке, соответствует основным закономерностям психолога – педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.

Нормативность – опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы.

Целостность и непрерывность – следует рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов.

Оптимальность – объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии.

Эффективность и действенность – система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние.

Компетентность – эксперты, проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.

Дуальность – исследование объекта в аспекте диверсификации (увеличение многообразия) или конвергенции (сохранение разнообразий) с целью установить устойчивое развитие объекта изучения.

Принципам непрерывности означает взгляд на мониторинг как целостную, динамически развивающуюся, не саморегулируемую систему, в которой происходят посторонние структурно – функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер. Педагогический мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции образовательного процесса.

Принцип воспитательной целесообразности – педагогический мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения и надежным инструментом педагогического управления образовательным процессом. В использовании методов, приемов, педагогического мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности ребенка и других участников образовательного процесса.

Принцип целостности, преемственности процессов слежения, диагностики, прогнозирования и управления образовательным процессом. Результаты педагогического мониторинга должны стать основой для планирования системы педагогической деятельности, принятия управленческих решений. Педагогическая практика является самым надежным критерием проверки истинности диагностических заключений и оценки результативности принятых управленческих решений. В свою очередь, практика является источником поиска, нахождения новых, более эффективных технологий педагогического мониторинга.

Для эффективной реализации данных принципов мониторинга необходимо создание специальной мониторинговой службы в ДОУ. Такая служба берет на себя функции организации работ по проектированию и реализации программы мониторинга и управлению мониторинговыми процедурами в дошкольном учреждении. Это эффективно действующая группа управленцев, сплотившая вокруг своего лидера на профессиональной и личностной основе. Непосредственное участие в мониторинге способствует профессиональному развитию субъектов мониторинговый службы, каждого члена коллектива образовательного учреждения, что находит свое отражение в повышение эффективности управления в ДОУ и качестве услуг, предоставляемых дошкольным учреждением населению.

Вместе с тем, как отмечают исследователи, эффективные команды не возникают сами по себе, они создаются целенаправленно, и управление ими должно строиться на систематической основе и на основе разработанного локального акта Положения о службе мониторинга, где определены задачи, направления и содержание деятельности службы, права и обязанности членов команды по организации и проведению мониторинга, формы документирования мониторингового процесса, отчетов и сроки их предоставления.

2. Мониторинговая деятельность представляет собой совокупность мониторинговых процедур (сбор, обработка и распространение информации, а также их организацию и обеспечение. При этом нужно уметь рассматривать эту совокупность как целенаправленно организованную деятельность. Попробуем это сделать.

Цель мониторинга в ДОУ - определение эффективности образовательного процесса ДОУ, способствующего позитивными в личности ребенка, т. е. изучение динамики формирования у детей интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате освоения комплекса образовательных областей и в целом – основной общеобразовательной программы дошкольного образования к 7 годам. Главное – это позитивные изменения, происходящие в развитии личности ребенка, его личностный рост. Следовательно, и мониторинг должен быть направлен на изучении личности ребенка и создание его в ДОУ условий для его развития.

В связи с этим можно выделить следующие предметы мониторинга :

Интегративные качества личности самого воспитанника – главный показатель эффективности образовательного процесса;

Профессиональная позиция педагога, которая выражается в единстве сознания и деятельности человека;

Организационные условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса (материально – техническое оснащение, укомплектованность квалифицированными специалистами, предметно – развивающая среда, программно – методическое обеспечение образовательного процесса).

Для изучения предметов мониторинга в ДОУ разрабатывается специальная программа мониторингового исследования. Например, по мнению И. А. Зимней, для разработки программы мониторинга в ДОУ может быть полезен следующий алгоритм действий:

Определение и обоснование объекта и предмета мониторинга;

Проецирование этого объекта в соответствующий метод мониторинга;

Анализ, систематизация, структурирование полученных эмпирических данных;

Оценка и интерпретация полученных данных;

Соотнесение с данными предшествующих мониторингов;

Прогнозирование возможных изменений данных мониторинга.

При этом программа мониторинга включает три взаимосвязанных этапа: 1) нормативно – целевой; 2) измерительно-оценочный или технологический; 3)прогностический.

Нормативно – целевой этап имеет своей целью определение целей, единых установок, педагогических позиций, требований программы, определяет основной механизм мониторинга, диагностические методики.

В процессе измерительно – оценочного (технологического) этапа осуществляется полный технологический цикл мониторинга, составление измерителей, конструирование шкал, соответствующих измерителям, осуществляется отбор данных, их количественный и качественный анализ и математическая обработка.

На прогностическом этапе подводятся итоги мониторинга, сравниваются результаты, осуществляется прогнозирование.

Программа мониторинга

№ п. /п. Этапы исследования Содержание мониторинговой деятельности

1 Подготовительный Анализ имеющихся данных, условий и факторов, постановка цели, определение объекта, установление сроков, формирование экспертных групп, изучение необходимых материалов (документов, научно – методической литературы по проблеме и др., ознакомление с концепцией развития образовательного учреждения, разработка инструкций и инструментария, создание технологического пакета и т. д.

2 Организационный Проведение организационных совещаний, методических консультаций, распределение обязанностей между специалистами в соответствии с инструкциями.

3 Диагностический Сбор информации по интересующей проблеме, изучение документации образовательного учреждения, наблюдение, тестирование, экспертиза; использование социологических методов (контрольные срезы, хронометраж, интервьюирование, анкетирование, собеседование) и др.

4 Аналитический Систематизация, обработка и анализ полученной информации, сопоставление результатов, формулирование вывод.

5 Итоговый Составление прогнозов, выработка предложений и рекомендаций для принятия управленческого решения, определение сроков выполнения рекомендаций. Архивация материалов.

При этом исследователями выделяется ряд условий, позволяющих успешно организовать и провести мониторинг в ДОУ :

Достаточный уровень организационной культуры дошкольного учреждения, способность коллектива к адекватной самооценке, прогностическому самоанализу профессиональной деятельности и педагогическому самоуправлению;

Распределение полномочий среди членов службы мониторинга;

Сформированность потоков информации;

Защита информации от искажения;

Своевременность переработки полученной информации;

Конструктивный характер анализа полученной информации;

Гласность результатов мониторинга.

Рассмотрев особенности мониторинговой деятельности, перейдем к описанию следующих компонентов мониторинга в ДОУ.

3. Комплекс мониторинговых показателей – совокупность первичных и вторичных показателей, которые способны обеспечить целостное представление о состоянии изучаемого объекта. При этом качественной и количественной мерой оценки психолого – педагогических результатов являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной работы ДОУ и ее желаемые результаты. Нормы определяется целями, стандартами системы и являются обязательной частью образовательной программы. При этом ученые утверждают, что мониторинг и оценка будут настолько эффективны, насколько корректно заданы стандартны и нормы. Поэтому важны элементом мониторингша является операционализация, т. Е. определение критериев, показателей, индикаторов и методов, позволяющих производить измерение (измерительный инструментарий).

Под критерием (от греч. Kriterion – средство для суждения) понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего – либо; критерий – это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса.

Критерий результативности характеризуется качественными или количественными показателями. Показатели, в отличие от критериев, это наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты. Поэтому для мониторингового исследования подбираются оптимальное количество критериев, которые характеризуются показателями. В мониторинге главные из них называются индикаторами.

Мониторинговый индикатор – это совокупность признаков, которые имеют мониторинговые источники. Мониторинговые индикаторы, по сути, являются планируемыми результатами формирования того или иного интегративного качества в каждой возрастной группе и имеют преемственный с возрастной точки зрения характер.

4. Инструментарием мониторинговой деятельности выступает совокупность форм статистической отчетности, информационных стандартов, анкет, опросных листов и т. п., которые используют субъекты мониторинга в своей деятельности. При этом субъекты мониторинга должны определиться в используемом инструментарии – необходимо диагностическое сопровождение мониторинга, которое, выполняя массу функций (информационную, аналитическую, мотивационную, ориентационную, прогностическую, собственно – диагностическую, оценочную, коррекционную, в процессе мониторинга становится, в то же время, полифункциональной (В. М. Лизинский, А. К. Маркова, Т. А. Стефановская, П. И. Третьяков).

Для этого используется сочетание нескольких методов мониторинга. Например, метода наблюдения и метода экспертных оценок.

Технология наблюдения включает алгоритм следующих действий:

Определение цели и задачи (выявить эффективность, состояние, уровень, характер педагогического явления);

Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать, когда и при каких условиях);

Выбор способа наблюдения (открытое или скрытое в деятельности или вне ее, эпизодически или длительно по времени, неоднократно, повторно и др.);

Выбор способа фиксаций результатов наблюдения (протокол, бланки, карты видеозапись и т. Д.);

Анализ полученной информации – экспертная оценка.

«Экспертные оценки» при этом основываются на суждениях нескольких экспертов – специалистов или разных субъектов образовательного процесса, опирающихся на комплекс логических и математических (статистических) процедур, направленных на получение информации, ее анализе и обобщении, связанный с оценкой того или иного педагогического явления. Желательно, чтобы экспертная оценка такого явления соотносилась с решаемыми при этом задачами образовательной деятельности и, в то же время, ориентировало педагогический коллектив в дальнейшем на управление качеством образовательного процесса по его результатам.

Публикации по теме:

Формы работы с педагогами по изучению приказа Министерства образования и науки РФ №655. Формы работы с педагогами по изучению приказа Министерства образования и науки РФ №655: памятка, экспресс-опрос. Памятка.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы Мониторинг детского развития проводится два раза.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Структура мониторинга образовательной программы детского сада
Опубликовано: 20 мая 2013 в 22:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Структура мониторинга образовательной программы детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Куликанова (Сорвачева) (УИ 101078) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД