Бутова
Сущность патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Бутова Мария Вугаровна
студент, специальность "Дошкольное образование",
Дзержинский педагогический колледж,
РФ, г. Дзержинск
Журавлёва Татьяна Юрьевна
научный руководитель,
преподаватель высшей кв. категории, Дзержинский педагогический колледж,
РФ, г. Дзержинск
Аннотация
В период дошкольного детства у детей формируются первые представления о родной стране, её культуре, истории и традициях. Поэтому патриотическое воспитание дошкольников имеет особую важность и влияние на их дальнейшее восприятие мира. Актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. [1] В нём отражены цели патриотического воспитания: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Публикация «Сущность патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание,образовательный процесс, методы патриотического воспитания, аспекты патриотического воспитания.
По мнению Козловой С. А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. [4]
В примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» (далее – программа) познавательное развитие в подготовительной группе понимает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения; воспитание патриотических чувств, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. [3]
Рассмотрим задачи, которые отражены в программе в данном направлении:
• Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
• Углублять и уточнять представления о Родине — России.
• Развивать представления о том, что Российская Федерация — огромная, многонациональная страна.
• Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
• Расширять знания о государственных праздниках. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
• Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
• Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.
• Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
• Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.
Проанализировав задачи, появляется мнение о том, что в подготовительной группе воспитателям нужно вести планомерную работу по воспитанию патриотических чувств в разных направлениях: история родного края, символы и праздники страны, многонациональность страны, историческое прошлое и культурное наследие страны, столица России, героические подвиги народа, достижения в области космоса.
Н. В. Алешина считала, что для эффективного процесса патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходимо правильно систематизировать и объединить все задачи всестороннего воспитания дошкольников в единое целое. [2] В связи с этим построение образовательного процесса должно опираться на следующие принципы:
- принцип дифференцированного подхода к каждому ребёнку. Воспитательный процесс должен строится с учетом индивидуальных особенностей и знаний каждого ребёнка в области патриотизма. Выявить уровень сформированных знаний поможет проведение диагностической работы;
- принцип систематичности и последовательности. Усвоение знаний должно происходить в определенном порядке, начиная с истории родного края, заканчивая историей страны и её народа.
- принцип связи теории с практикой. Изучение основной информации должно подкрепляться практическими заданиями для более успешного закрепления знаний детей.
- принцип наглядности. Восприятие информации детьми должно происходить через моторные, тактильные, слуховые ощущения.
Построение образовательного процесса с учетом использования данных принципов станет успешным, если в работе с детьми будут применяться разнообразные методы и приемы, такие как:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятникам);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- наблюдение за трудом людей в детском саду и в городе;
- показ иллюстраций, фильмов, обучающих видеороликов;
-прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, русские народные игры, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством русских поэтов, художников, композиторов;
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
М. Д. Маханева выделяет различные аспекты воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Она подчеркивает, что формирование патриотизма у детей должно начинаться с раннего возраста и продолжаться на протяжении всего периода обучения. [5]
Одним из важных аспектов воспитания патриотизма у детей подготовительной к школе группы является формирование знаний о символах государства. Это может быть гимн, флаг, герб и другие символы, которые олицетворяют страну. Дети должны знать, что эти символы имеют глубокий смысл и являются важной частью истории и культуры страны. Также важно формировать у детей уважение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны. Это может быть участие в акциях памяти, посещение музеев и выставок, посвященных войне, общение с ветеранами.
Значимым фактором воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста является формирование любви к природе и окружающей среде. Дети должны понимать, что забота о природе – это забота о своей стране. Воспитание патриотизма через заботу о природе предполагает усвоение детьми понимания о том, что окружающая среда – это часть их жизни, которую необходимо беречь и сохранять для будущих поколений. Заботясь о природе, дети осознают свою особую роль в сохранении окружающей среды, что в дальнейшем поможет сформировать позицию активного и ответственного гражданина, любящего свою страну.
Согласно теории С. А. Козловой, в образовательном процессе в качестве методов патриотического воспитания применяются: [4]
• повышающие познавательную активность;
• обеспечивающие эмоциональность восприятия;
• корректирующие формирующие у детей представления о Родине;
• координирующие разные виды деятельности.
В заключении следует отметить, что патриотизм является ключевым нравственным качеством, развитие которого способствует формированию гармоничной личности ребёнка.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. - 52 с. - Текст: непосредственный.
2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: учебное пособие / Н. В. Алешиной. – Москва: ЦГЛ, 2005. – 256 с. - ISBN 5-94916-036-3. - Текст: непосредственный.
3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования: учебное пособие / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. –Москва: Мозаика-Синтез, 2021. – 368 с. – ISBN 978–5-4315-1629-0. – Текст: непосредственный.
4. Козлова, А. В. Работа с семьёй: учебное пособие / А. В. Козловой. - Москва: Сфера, 2004. - 103 с. – ISBN 5-89144-392-9. - Текст: непосредственный.
5. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / М. Д. Маханева. – Москва: АРКТИ, 2004. – 227 с. - ISBN 5-89415-392-1. - Текст: непосредственный.