Папки-передвижки

Групповой проект «Святые земли Русской»

Эльза Суюндукова
Групповой проект «Святые земли Русской»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 «Снегурочка

ПРОЕКТ

«Святые земли Русской» Разработала:

Э. М. Суюндукова, воспитатель

Тип проекта : практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта : 2016 г. -2018 г.

Пояснительная записка.

Публикация «Групповой проект „Святые земли Русской“» размещена в разделах

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной, потому что каждому обществу, как и каждому человеку, необходим светлый духовный идеал. Особенно остро общество нуждается в нем в эпоху «смутного времени». Что же служит нам, русским людям, этим духовным идеалом, духовным стержнем, той силой, которая на протяжении целого тысячелетия сплачивала Русь перед лицом нашествий, смут, войн и других глобальных катаклизмов?

Бурная русская история выдвинула много ярких, неординарных личностей. Некоторые из них благодаря своей подвижнической деятельности на ниве православия, благодаря своей праведной жизни или деяний, в результате которых имя России обрело величие и уважение, были удостоены благодарной памяти потомков и канонизированы Русской Православной Церковью.

И в настоящее время российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества, поэтому проблемы духовно-нравственного воспитания отражены в нормативно-правовых документах:

- Закон «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года);

- Приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (№ 1155 от 14 ноября 2013 года);

- Закон «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (№ 68-оз от 1 июля 2013 года).

Представленный проект, включает все важные составляющие: цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения детей дошкольного возраста.

Актуальность проекта.

В дошкольном детстве подробности жития святых трудны для запоминания, тогда как восприятие образа Святого за образец поведения очень важно для развития личности каждого ребенка. Этот педагогический прием важен особенно тогда, когда в повседневной жизни детям бывает трудно определить в поведении взрослых людей положительные образцы из-за размытости нравственных принципов.

А ведь духовно-нравственное развитие личности – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека, и осуществляется оно под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют окружающая среда и, прежде всего, семья, где воспитывается ребенок, а так же дошкольное учреждение, которое он посещает. Но важным фактором, влияющим на духовно-нравственное развитие ребенка, являются программы, реализующиеся в дошкольном образовательном учреждении.

Одной из таких программ является «Социокультурные истоки», направленная на приобщение детей и родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России авторов И. А. Кузьмина и А. В. Камкина.

Цель проекта : формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста путем приобщения их к русской духовной культуре и истории на примере жизни и духовного подвига русских святых.

Задачи:

- познакомить детей с образом и событиями жизни святых;

- способствовать восприятию жизни Святых земли Русской, как образца скромности и трудолюбия, внимания и доброты;

- воспитывать стремление детей подражать святым в добродетелях, милосердии и послушании родителям, любви к людям, к Отечеству.

Этапы проекта :

- организационный: определение цели и задач, подбор методической и детской художественной литературы, наглядного материала, подбор диагностического инструментария, проведение начальной диагностики, составление плана реализации проекта, создание видеотеки, разработка и подбор дидактических игр;

- основной этап (создание развивающей предметно-пространственной среды; реализация проекта, ожидаемый результат);

- заключительный этап (проведение итоговых диагностических исследований, осуществление анализа работы, дальнейшие перспективы развития проекта, презентация проекта, оформление результата – конечный продукт).

Содержание проекта.

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д., как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.) Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.

В связи с этим реализация проекта осуществляется на следующих принципах:

• принцип научности – предполагает подкрепление всех мероприятий по реализации проекта научно обоснованными и практически апробированными методиками;

• культурологический принцип – принцип отбора содержания образования и методы его подачи детям;

• принцип систематичности и последовательности – предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;

• принцип комплексности и интегративности – решение проектных задач в системе образовательного процесса и в организации режимных моментов;

• принцип личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку реализуется в руководстве продуктивной деятельностью, в которой дети через творчество выражают полученные на занятиях, беседах впечатления;

• принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, в подгруппах, индивидуально);

• принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация культуры поведения;

• принцип всестороннего развития личности (наряду с решением специфических задач нравственного воспитания формируется личность человека в целом, т. е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность, эстетические вкусы (чувствовать красоту движений, а также осуществляется трудовое воспитание;

• принцип сотрудничества и единства требований строится на доброжелательной и доверительной основе.

Реализация проектных задач осуществляется по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы.

Взаимодействие педагога и детей строится в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу с использованием разнообразных методов и приемов:

• Игровой метод – игровые обучающие ситуации (ИОС); дидактические, подвижные, хороводные; театрализация - предполагает использование различных компонентов игровой деятельности.

Словесный метод: чтение литературных произведений, заучивание пословиц, песен, беседы, обобщение, вопросы проблемные и репродуктивные, детей, пояснения, указания, объяснения непонятных слов, лексические упражнения, пересказ, совместное сочинение рассказов, инсценировки, ситуация «письменной речи» и т. д.

• Наглядный метод – (использование наглядных пособий, технических средств, визуализация) это форма усвоения знаний, умений и навыков с использованием наглядности. Используется во время рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр, моделирования праздников.

• Практический метод – (проблемная деятельность, поиск решений; продуктивная деятельность: аппликация, конструирование, лепка, тематическое рисование).

Образовательный процесс организует воспитатель:

1. Планирование работы с детьми, родителями.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.

3. Создание системы педагогического взаимодействия с воспитанниками, родителями.

4. Активное участие родителей в образовательном процессе.

5. Диагностические исследования.

Распределение деятельности среди участников проекта

Этап Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей

Выявление проблемы Раскрывает проблему.

Определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели.

Определяет источники информации. Вхождение в проект. Положительный отклик на существующую проблему.

Принятие мотивации.

Ознакомление с задачами проекта.

II

Организация работы над проектом Сбор и уточнение информации.

Обсуждение альтернатив.

Обращение к родителям и специалистам.

Выбор оптимального варианта.

Уточнение планов деятельности. Принятие позиции партнёрства.

Планируют с воспитателем деятельность для решения поставленных задач.

Распределяются по подгруппам, определяя деятельность, в которой хотели бы участвовать. Принятие позиции партнёрства.

Предложение своих возможностей и услуг в решении задач проекта. Синтез и анализ идей.

Объединение в творческие группы для выполнения проекта.

III

Практическая деятельность по решению проблемы Организует работу над проектом.

Изготовление пособий для проекта.

Продумывание продуктивной деятельности.

Координирует деятельность всех участников проекта.

Апробирует эффективность современных образовательных технологий.

Участвуют в реализации проекта.

Поиск совместно с родителями и педагогами знаний об изучаемом.

Разучивают народные игры, стихотворения, пословицы и поговорки, участвуют в продуктивной деятельности.

Участвуют в элементарном моделировании рисунков для альбома.

Выполняют совместно с родителями творческие работы по теме проекта. Работа в творческих группах.

Поиск информации.

Участвуют в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе (по заданию воспитателей).

Практическая помощь в изготовлении моделей и макетов, атрибутов к театрализованным играм.

Принимают участие в активных занятиях и мероприятиях.

IV

Презентация продукта деятельности Подводит детей к формулированию вывода.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Обработка полученных результатов, их оценка.

Участвуют в презентации.

Делятся впечатлениями.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Участвуют в презентации совместно с детьми.

Делятся полученным опытом.

Материально-техническое обеспечение проекта.

Наименование оборудования

Технические средства

Мультимедийное оборудование.

Музыкальный центр

Ноутбук

Экран

Наглядные средства

Репродукции картин

Иллюстрации

Дидактические, настольно-печатные игры

Детская художественная литература

Оборудование и материалы для продуктивной деятельности:

Альбомы

Цветная бумага и картон, белый картон

Клей-карандаш

Кисти для рисования

Карандаши цветные

Восковые мелки

Пластилин

Салфетки

Дощечки для пластилина

Ватман

Перспективное тематическое планирование

№ п/п Тема цикла Содержание цикла

1 «Преподобный Илия Муромец» Беседа: «Илия Муромец».

Рассматривание картины М. В. Васнецова «Богатыри».

Чтение былины «Илья Муромец», Раскрасить рисунок «Славный могучий богатырь»

Дидактическая игра «Доскажи пословицу»

Конкурс семейного рисунка по теме: «Мой любимый богатырь».

Отгадывание загадок

Просмотр мультфильмов о богатырях.

2 «Великомученик Георгий Победоносец» Показ презентации по теме: «Георгий Победоносец» Рассматривание картины В. Рожкова «Святые воины Георгий и Александр».

Дидактическая игра: «Найди герб Москвы среди гербов других городов».

Просмотр с детьми мультфильма «Георгий Победоносец».

Чтение детям о Святом Георгии Победоносце из книги «Житие святых» в переложении для детей М., 1996.

Дидактическая игра: «Подбери одежду и орудие для богатыря и солдата»

Рассматривание репродукций на тему: «Что хранит оружейная палата?»

Рисование Георгия Победоносца.

Беседа с детьми по теме: «Одежда древних воинов».

3 «Равноапостольные Кирилл и Мефодий» Рассказ воспитателя о Кирилле и Мефодии.

Показ презентации по теме: «Просветители славянства».

Отгадывание загадок:

Игра «Доскажи пословицу» :

Разгадывание с детьми кроссворда по теме: «Грамота».

Выучить с детьмистихотворение «Русский язык»

Раскрасить рисунок «Просветители славян».

Прослушивание с детьми: Гимн «Кириллу и Мефодию»

(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача, в исп. Тани и Маши Медведевых).

4 «Преподобный Сергий Радонежский» Презентации по теме: «Сергий Радонежский».

Выучить с детьми стихотворение:

Отечество мое! Россия!

Чтение отрывка из «Жития Сергия» о детстве Преподобного Сергия Радонежского;

Составление пазлов «Фрагменты из Жития Сергия Радонежского»

Слушание музыкально-литературной композиции «Сказание о детстве Сергия Радонежского».

Рисование по теме: «Встреча мальчика в лесу».

Чтение отрывка «Святой источник» из поэмы Т. Шорыгиной «Святой молитвенник за землю русскую»

Ручной труд: «Друг Сергия - медведь» (изготовление игрушек);

Рассматривание репродукции с картины М. В. Нестерова «Напутствие Сергия Радонежского князю Дмитрию Ивановичу».

Работа с детьми старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)

№ месяц мероприятия цель

5 – 6 лет

I сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Беседа: «Илия Муромец».

Рассматривание картины М. В. Васнецова «Богатыри».

Чтение былины «Илья Муромец».

Раскрашивание рисунка «Славный могучий богатырь»

Дидактическая игра «Доскажи пословицу»

Отгадывание загадок

Просмотр мультфильмов о богатырях.

Конкурс семейного рисунка по теме: «Мой любимый богатырь».

Формировать представление о русском воине-богатыре как о защитнике Отечества.

Познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри». Воспитывать интерес к истории своей Родины.

Дать понятие «былина», «святой покровитель русского воинства». Развивать представления детей об исторических основах сказов и былин.

Познакомить детей с военным снаряжением воина-богатыря.

Формировать представления о нравственных категориях «добро-зло», «богатыри-защитники», «добродетельность».

Формировать представление о русском воине-богатыре как о защитнике Отечества.

Закрепить знания детей о воине-богатыре Илие Муромце.

II январь

февраль

март

апрель Показ презентации по теме: «Георгий Победоносец»

Рассматривание картины В. Рожкова «Святые воины Георгий и Александр».

Дидактическая игра: «Найди герб Москвы среди гербов других городов».

Просмотр с детьми мультфильма «Георгий Победоносец».

Чтение детям о Святом Георгии Победоносце из книги «Житие святых» в переложении для детей М., 1996.

Дидактическая игра: «Подбери одежду и орудие для богатыря и солдата»

Рассматривание репродукций на тему: «Что хранит оружейная палата?»

Рисование Георгия Победоносца.

Беседа с детьми по теме: «Одежда древних воинов». Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание защищать тех, кто нуждается в помощи.

Способствовать развитию духовно – православного отношения к миру, пониманию защиты малых и слабых как долга.

Обогащение знания о гербе России; прививать интерес к истории своей Родины.

Формировать у детей интерес к истории нашей Родины.

Рассказать о Святом Георгии Победоносце. Дать понятие «Святой».

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за нашу историю, желание узнать как можно больше нового и интересного.

Поддерживать в мальчиках желание быть похожими на русских воинов – защитников.

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за нашу историю, желание узнать как можно больше нового и интересного.

6 – 7 лет

III сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Рассказ о Кирилле и Мефодии.

Показ презентации по теме: «Просветители славянства».

Отгадывание загадок.

Игра «Доскажи пословицу»

Разгадывание с детьми кроссворда по теме: «Грамота».

Выучить с детьми стихотворение «Русский язык»

Раскрасить рисунок «Просветители славян».

Прослушивание с детьми: Гимн «Кириллу и Мефодию»

(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача, в исп. Тани и Маши Медведевых). рассказать о жизни и деяниях равноапостольных Кирилле и Мефодии – основателях славянской письменности.

Сформировать у воспитанников представление о возникновении письменности у славянских народов.

Развить чувство любви и уважения к родному языку и русской культуре.

Формирование умения анализировать исторические события, влияние их на развитие духовной культуры русского народа

Сформировать понятие «священный язык». Развить чувство любви и уважения к родному языку и русской культуре.

Познакомить детей со славянской азбукой. Показать сходство и особенности церковнославянского и русского языков.

Воспитание уважения к создателям кириллицы, национальной гордости за свой язык.

IV январь

февраль

март

апрель Презентации по теме: «Сергий Радонежский».

Выучить с детьми стихотворение:

Отечество мое! Россия!

Чтение отрывка из «Жития Сергия» о детстве Преподобного Сергия Радонежского

Составление пазлов «Фрагменты из Жития Сергия Радонежского»

Слушание музыкально-литературной композиции «Сказание о детстве Сергия Радонежского».

Рисование по теме: «Встреча мальчика в лесу».

Чтение отрывка «Святой источник» из поэмы Т. Шорыгиной «Святой молитвенник за землю русскую»

Ручной труд: «Друг Сергия - медведь» (изготовление игрушек);

Рассматривание репродукции с картины М. В. Нестерова «Напутствие Сергия Радонежского князю Дмитрию Ивановичу».

Познакомить детей с жизнью Сергия Радонежского.

Развить чувство любви и уважения к родному языку и русской культуре.

Познакомить детей с рассказом «Сын радости». Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать желание и умение внимательно слушать рассказ.

Закрепить полученные ранее знания.

Обогатить и расширить знания детей о Преподобном Сергии Радонежском.

Закрепить полученные ранее знания.

Познакомит детей с рассказом «В пустыне Преподобного Сергия»; помочь понять и уловить главную мысль рассказа.

Закрепить полученные ранее знания.

Закрепить полученные ранее знания.

Работа с родителями

Содержание, цель цель

1 сентябрь

Анкетирование «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании»

Родительское собрание «Духовно – нравственное воспитание с детства».

Выявление знаний родителей по данной теме

Ознакомление с планом реализации проекта, представить имеющийся материал, рекомендации по работе дома.

2 октябрь Папка - передвижка «Святые Земли Русской» Ознакомление родителей с традициями учреждения.

3 ноябрь Практическая деятельность «Святые земли русской» Оказание помощи в создании развивающей предметно-пространственной среды

3 декабрь Оформление альбома «Колокола»

Совместная продуктивная деятельность с детьми по лепке колокола, его роспись.

4 январь Активное занятие с родителями по программе «Моя семья» «Святые земли русской» Ознакомление с книгой для развития детей 6-7 лет «Светлый образ»

5 февраль Консультация «Вечер семейного чтения». Ознакомление с рекомендациями по проведению семейного чтения.

6 март Консультация «Духовно – нравственное воспитание в семье»

Дать представления родителям о роли семьи в духовно-нравственном воспитании детей

7 апрель Организация выставки совместных творческих работ детей и родителей «Жития Святых земли русской – глазами детей» Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.

8 май Защита проекта «Святые земли русской» Привлечь родителей к непосредственному участию в представлении проекта.

Ожидаемые результаты:

Для детей

- узнают об образе жизни и о событиях, произошедшими в жизни святых;

- будут воспринимать жизнь Святых земли Русской, как образец скромности и трудолюбия, внимания и доброты;

- появится стремление у детей подражать святым в добродетелях, милосердии и послушании родителям, любви к людям, к Отечеству;

- появится интерес к истории культуры Родины;

- сформируются представления о себе как об активном члене коллектива через участие в проектной деятельности, принадлежности к обществу;

- сформируются умения правильно оценивать поступки сверстников и свои;

- усвоят нормы и ценности, принятые в обществе.

Для родителей:

- узнали о русской национальной культуре,

- приняли участие в разработке комплексно-тематического планирования образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию,

- узнали о роли семьи в духовно-нравственном воспитании детей,

- приняли участие в создании развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.

Презентация проекта : интеллектуальная викторина для детей и взрослых «Колесо истории».

Перспективы дальнейшего развития проекта

Реализация данного проекта возможна в дошкольных группах образовательных учреждений любого типа. Данный проект подтолкнет педагогов образовательных учреждений к поиску новых форм работы с детьми и родителями.

С окончанием реализации проекта в 2019 году планирую:

- разработку парциальной программы по данной теме;

-трансляцию педагогического опыта.

Публикации по теме:

Пьеса для детского спектакля «Чудо-богатыри земли русской»Пьеса для детского спектакля «Чудо-богатыри земли русской» Захотелось нам к празднику 23 февраля поставить спектакль про русских богатырей. Подходящей детской пьесы не нашлось, поэтому пришлось составлять.

Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской» Задачи. • Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. • Формировать представление детей о.

Конспект НОД «Богатыри земли русской»Конспект НОД «Богатыри земли русской» Покой всех городов и сел старинных Стерег дозор богатырей былинных. Пускай те дни прошли, но слава вам, Не давшим Русь врагу – богатырям.

Музыкально — спортивный праздник Богатыри земли русскойМузыкально — спортивный праздник Богатыри земли русской Сценарий музыкально -спортивного праздника к Дню защитника Отечества «Богатыри земли русской»(старшая и подготовительная к школе группы).

Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской»Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие» Цель Воспитывать в детях любовь.

Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет)Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет) Организация совместных праздников, развлечений, досугов в образовательных организациях, создаёт эмоциональный комфорт между всеми участниками.

Проект «Богатыри земли русской»Проект «Богатыри земли русской» Творческий проект «Богатыри Земли Русской: Воспитатель - Каграманова К. К. Проект познавательно- творческий в подготовительной к школе.

Проект «Богатыри земли русской» для детей старшей группыПроект «Богатыри земли русской» для детей старшей группы Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим проектом. Дети приняли его с удовольствием. Мама одного из воспитанников рассказывала,.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Совместный праздник для детей и родителей «Богатыри земли русской»Совместный праздник для детей и родителей «Богатыри земли русской» Дети с флажками маршируют. Становятся полукругом. 1. Здравствуй, праздник! Здравствуй, праздник Праздник мальчиков и пап! Всех военных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповой проект «Святые земли Русской»
Опубликовано: 20 мая 2020 в 19:34
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Групповой проект «Святые земли Русской»» (включая файлы) размещена пользователем Эльза Суюндукова (УИ 152762) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД