Получи документы

Связь детских страхов и агрессии как одно из направлений анализа возможного жестокого обращения в семье

Татьяна Черкашина
Связь детских страхов и агрессии как одно из направлений анализа возможного жестокого обращения в семье

Связь детских страхов и агрессии как одно из направлений анализа возможного жестокого обращения в семье

Проблема жестокого обращения в современном мире набирает значительные обороты. И одной из сложностей данной проблемы является то, что проявления жестокого обращения в большинстве своем уходят в плоскость психологическую. Большинство родителей осознает, что физическое наказание ребенка, нанесение ребенку каких-либо увечий влечет за собой ответственность, а насилие психологическое, в разных вариантах его проявления, является достаточно трудно выявляемым. Соответственно, это является тем путем, который может открывать возможности для проявления такого жестокого обращения. Если углубиться в суть проблемы, жестокое обращение или агрессия по отношению к другому человеку в основе своей базируется на страхе.

Публикация «Связь детских страхов и агрессии как одно из направлений анализа возможного жестокого обращения в семье» размещена в разделах

С точки зрения детско-родительских отношений агрессия, проявляемая к ребенку, может иметь широкий спектр причин. Сюда мы можем отнести проекцию собственных негативных чувств родителя, агрессию, связанную с трудностями реализации своей воспитательной функции родителем, в результате чего снижается самооценка родителя и возникает угроза для собственного эго, которая вызывает агрессию. Кроме того, ребенок в силу своей эмоциональной связи со взрослым, в силу своей беспомощности, и зависимости от взрослого, является наиболее «удобным» объектом для проявления психологически незрелыми родителями их негативных чувств. На фоне вышеперечисленных причин, проявления психологического насилия в семье, которое является основой жестокого обращения, приобретает самые разнообразные формы.

Как описывают исследователи разрушительное поведение родителей по отношению к ребенку, ключевыми его характеристиками выступают отвержение, угрозы, игнорирование, изоляция, развращение, совершение в присутствии ребенка насилия. Отвержение часто выражается в том, что родитель публично унижает ребенка, акцентирует внимание на каких-либо его недостатках, неуспехах, унижает его достоинство через критику, вызывание чувства стыда, рассказывая о каких-либо интимных подробностях из жизни ребенка, в результате чего ребенок испытывает чувство вины за проявление естественных для него эмоций.

Одной из наиболее прямых форм разрушительного поведения являются угрозы, когда родитель напрямую обвиняет ребенка, оскорбляет, ругает его, обвиняет в чем-то, используя жестокие слова, разного рода наказания.

Одной из изощренных форм психологического насилия является игнорирование ребенка. Прежде всего, это касается учета его жизненно важных потребностей в любви, заботе, привязанности, безопасном окружении, общении, заботе. Кроме того, игнорирование со стороны родителя может проявляться и в форме молчаливого отвержения ребенка, когда родитель не разговаривает с ним, когда ограничивает общение с собой, стремится отгородиться от ребенка важными делами или другими обстоятельствами.

Кроме игнорирования, родители могут проявлять по отношению к ребенку и изоляцию, которая проявляется в значительных ограничениях ребенка на контакты со сверстниками, с родителями, родственниками, на игру и другие виды деятельности, которые нравятся ребенку. В крайних формах психологическое насилие может проявляться и в развращении, когда родители создают мотивацию к развитию асоциального поведения у ребенка и сами его демонстрируют в семье.

Тяжелой формой разрушительного поведения является совершение насилия в присутствии ребенка, что наносит глубокую психологическую травму ребенку. Все вышеперечисленные характеристики разрушительного поведения родителей накладывают серьезный отпечаток на эмоциональную сферу ребенка, на его личность, на его психическое развитие, но, часто довольно сложно диагностировать своевременно данные проявления для того, чтобы оказать помощь и поддержку ребенку, а в некоторых случаях и встать на защиту его прав.

Одними из показателей возможного проявления жестокого обращения в семье и насилия, могут выступать детские страхи и агрессия. Детские страхи могут являться прямым отражением того, что проявляют по отношению к ребенку его родители. Например, ребенок, испытывающий отвержение, может изображать себя или другие живые существа в рисунках маленького размера, слабо детализированные, проявлениями тревоги, наличием защитных средств, которые помогают поддерживать психическое равновесие.

Результаты изоляции, развращение и наблюдаемого ребенком насилия могут выражаться в рисунках и других видах деятельности в виде сцен насилия, агрессивных действий. Именно поэтому, в диагностических целях важно наиболее полно и глубоко изучать проявления детских страхов и агрессии, анализировать агрессию с точки зрения ее выраженности, ее направленности, ее содержания, возможных причин проявления агрессии.

Наиболее эффективным средством для исследования детских страхов и агрессии может являться свободная игра ребенка, а также, проективные методики. Своевременное выявление возможных признаков жестокого обращения к ребенку является важным фактором его предупреждения и оказания ребенку психологической помощи.

В практике работы психолога важным аспектом является раннее выявление возможных проявлений жестокого обращения в семье. Для этого целесообразно проводить диагностику на основе использования проективных методик. Одним из вариантов такой диагностической методики выступает методика «Семья животных» (Л. А. Венгер).

Данная методика имеет много черт сходства с методикой «Рисунок семьи», но, в отличие от нее, позволяет более продуктивно преодолеть действие защитных механизмов и на основе проекции увидеть картину взаимоотношений в семье, особенностей детско-родительских отношений на примере семьи животных. Процедура проведения диагностики по данной методике носит стандартный характер, также как и по методике «Рисунок семьи», но из практики работы с детьми для выявления возможных проявлений жестокого обращения в семье, мною добавлены ряд вопросов для проведения беседы по результатам выполнения рисунка, а также, выделенные акценты, важные для анализа при выявлении возможных проявлений жестокого обращения.

Задавая вопросы по рисунку, я обращаю внимание на следующие аспекты: наличие возможных ссор или конфликтов в семье, их частота; проявления раздражения, агрессии, негативизма у отдельных членов семьи или у обоих родителей; общий эмоциональный фон семьи и эмоциональное состояние ребенка в семье. Для этого используют следующие вопросы: «Бывает ли так, что в семье животных происходит ссора? кто с кем ссорится? по какой причине? как чувствует себя детеныш, когда наблюдает ссору? бывают ли так, что детеныш в семье чувствует себя одиноким, потому что с ним родитель какое-то время не общается, занимается своими делами? Бывает ли так, что детеныш животных чувствует грусть, печаль? бывает ли в семье животных так, что кто-то из взрослых чувствует себя плохо и, поэтому, часто сердится, выражает недовольство?». Подобные вопросы позволяют выявить возможные предикторы жестокого обращения в семье.

Особое внимание в ходе беседы уделяю оценке эмоционального состояния ребенка, задавая следующие вопросы: «что любит делать детеныш животных? как он обычно проводит свободное время в семье? что его больше всего радует, что огорчает?». Данные вопросы помогают проанализировать общий характер и направленность эмоционального фона ребенка. В зависимости от ответов, которые он дает, задаются следующие вопросы, направленные на углубление понимание ситуации и анализ причинно-следственных связей. При этом, ведущим является этический принцип - вопросы задаются тактично, мягко, чаще всего в косвенный форме, которая позволяет сделать предположение, но неоднозначные выводы. Для того, чтобы убедиться в возможных рисках жестокого обращения, важно, кроме диагностических процедур с ребенком, обязательно проводить консультативную работу с родителями, которая позволит соотнести выявленные результаты с характеристиками детско-родительских отношений, которые выявлены в ходе непосредственного общения со взрослым.

Исходя из этого, основным требованием к раннему выявлению возможных проявлений жестокого обращения к ребенку в семье, диагностическая процедура должна носить комплексный характер и включать в себя не только обследование ребенка, осуществляемое на основе соответствующих методов, прежде всего, проективных методов, но и также изучение и анализ специфики взаимоотношений в семье, в том числе и детско-родительских отношений.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сотрудничество с отцами — одно из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»Фотоотчет «Сотрудничество с отцами — одно из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ» Фото отчет «Сотрудничество с отцами – одно из важнейших направлений в воспитательно - образовательной деятельности детского сада» Шелехина.

Фотоотчет о проведении акции против жестокого обращения с детьми «Услышьте нас!»Фотоотчет о проведении акции против жестокого обращения с детьми «Услышьте нас!» День защиты детей – это красочный и радостный праздник детства! Сколько положительных эмоций он дарит ребятишкам! Но этот день призывает.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Связь детских страхов и агрессии как одно из направлений анализа возможного жестокого обращения в семье
Опубликовано: 12 апреля 2024 в 10:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД