Евдокимова Мария
Консультация для педагогов «Свобода творчества — миф, или реальность»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие дошкольников важный раздел программы в любом детском саду. Рисованию, аппликации, лепке, конструированию уделяется много внимания как в рамках занятий, так и во время самостоятельной деятельности детей. Во многих программа указывается, что детям следует предоставлять максимальную свободу действий и выбора объекта, техники и материалов для выполнения рисунка или поделки. Однако на практике такая свобода зачастую ставит ребенка в тупик. Особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте. У детей просто не хватает опыта чтобы определить, в какой последовательности выполнить работу, какие использовать материалы и как с ними работать, чтобы не только получить удовольствие от процесса творчества, но и качественный результат в итоге.
Публикация «Консультация для педагогов „Свобода творчества — миф, или реальность“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Использование строгих шаблонов, образцов, и требование к детям строжайше соблюдать все инструкции подавляет творческое начало и угнетает развитие творческого мышления. Как же найти золотую середину?
Чтобы определить оптимальную степень свободы выбора необходимо учитывать возраст детей, и конечно, их навыки и умения. Так для малышей можно оставить на выбор 2-3 цвета краски, а ребятам из старшей/подготовительной группы можно предоставить свободу в выборе и техники и объекта, обозначив только тему. Например, рисуем пальчиками яблоко с малышами 2-3 лет. Оптимально будет предложить на выбор желтую, зеленую и красную краску, чтобы ребенок мог выбрать, какого цвета будет его яблочко. для старших детей можно обозначить только тему, например, "домашний питомец", а кто именно это будет: хомяк, собака, попугай, кошка или кто-то еще, это решит сам ребенок. Для такой ситуации стоит подготовить схемы рисования разных животных, чтобы ребенок мог получить подсказку в случае затруднений.
Хочу показать вам на примере коллективной работы "Подводное царство", как мы справляемся с выбором в средней группе (4-5 лет).
Этап первый: выбираем шаблоны рыб разной формы (обычные рыбки, морские коньки и т. д.) и наносим их на белый картон, группируя по 3 шт. в произвольном порядке
Этап второй: дети раскрашивают полученные силуэты по собственному желанию подбирая цветовую гамму и переходы (предварительно проводилось рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и альбомах и просмотр коротких роликов об обитателях морей и океанов). Свобода выбора никак не ограничивается в данном случае.
Этап третий: после высыхания краски рыбок вырезаем и добавляем детали (глаза, жабры, полоски, пятнышки и т. п.) с помощью фломастеров. Дети выбирают из всех рыбок по 1, которых используют для создания общей работы, остальных забирают домой или используют в игре.
Этап четвертый: Подготовим фон. Лист ватмана смачиваем водой, наносим разводами краску разных оттенков синего и фиолетового цветов, рисуем водоросли и камни на дне.
Этап пятый: дети приклеивают выбранных рыбок.
Этап шестой: дополняем работу несколькими морскими звездочками на дне и парочкой медуз, также сделанными детьми в процессе занятий.
Любуемся результатом!
Работу такого рода можно дополнить множеством деталей и адаптировать ее как для малышей (сделать рыбок из отпечатков ладошек), так и для более старшего возраста (объемные водоросли из лент/бумаги, камни из пластилина, натуральный песок на дне). Простор для творчества огромный.