Ольга Осколкина
Сюжетно-ролевая игра для старшего дошкольного возраста «Капитаны»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
сюжетно-ролевой игры
для воспитателей городского округа Самара
«Капитаны»
Подготовила:
Воспитатель Осколкина Ольга Владимировна
Самара, 2012г.
1. Задачи :
1) расширение представлений об окружающем:
• расширять и уточнять представления детей о путешествиях,
• закреплять знания о морском транспорте,
• развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе с четкой иерархией (капитан, помощник, юнга);
2) формирование игровой деятельности:
А) развивать сюжет :
Публикация «Сюжетно-ролевая игра для старшего дошкольного возраста „Капитаны“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабль. Сюжетно-ролевая игра
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
• совершенствовать технику игры, воспроизводя в игре профессиональную деятельность и иерархию взаимоотношений,
• договариваться о последовательности игровых действий,
• учить согласовывать правила игры.
Б) обучение игровым действиям:
• формировать представления о сплоченном коллективе,
• соблюдение правил подчинения вышестоящему по званию,
• нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя,
• распределение ролей,
• использование игровой атрибутики и предметов заместителей,
• перевоплощение игрового уголка в палубу корабля.
3) формирование взаимоотношений:
• подчинение старшему по званию,
• выполнение действий в команде,
• развивать умение разрешать конфликты во время игры.
Перспективный план подготовки к игре «Морское путешествие» :
Сюжеты : Построение на корабле, поднятие флага.
Роли: Капитан, матросы и другие члены судна -кок, врач, юнга, боцман, мастеровой, штурман, радист, журналист.
Атрибуты: Форма, бескозырки, флаг, пагоны.
Игровые действия: Маршировка, построение, девиз, спуск на воду, подъем якоря. (Все происходит под музыку марша).
Речевые обороты: Шагом марш!
Смирно!
Построение на середину.
Отдать швартовый!
Спустить якоря!
Расправить паруса!
Сопутствующие сюжеты : камбуз, каюта доктора.
4. Ход игры:
1. Создание интереса к игре:
Зал заранее оформлен для создания соответствующей обстановки к сюжетной ролевой игре : «Морское путешествие».
- Центральная стена украшена изображением сказочного острова.
- Изготовлен макет корабля из модулей.
Педагог: Ребята, мы сегодня не сможем с вами играть. Все игрушки украли пираты. Чтобы вернуть всё на места нужно отправиться в морское путешествие к островам и вступить в бой с морскими пиратами. Ну, что, отправимся на поиски игрушечных сокровищ?
Дети: Да!
2. Сговор на игру:
а) определение плана сюжета
Воспитатель: Вот наш корабль. Как мы его назовем?
Дети: Дети предлагают названия: «Победа», «Солнышко», «Капитошка» и т. д.
б) планирование игры
Воспитатель: С собой нужно взять карту Игрушечного острова.
Дети берут карту и сундук для сокровищ.
в) распределение ролей
Воспитатель: Но, чтобы отправиться в путешествие, нам нужна команда. А кто на корабле самый главный? (ответы детей)
Воспитатель: Какими качествами должен обладать капитан? (ответы детей)
Воспитатель: Кто обладает этими качествами? (ответы детей)
Воспитатель одевает фуражку и дает бинокль капитану. Капитан назначает врача, матроса и других. Все члены команды проходят медосмотр.
Воспитатель: А кто напишет репортаж о путешествии, сделает фотографии? (ответы детей)
Дети предлагают воспитателю роль журналиста. Воспитатель:Хорошо, я буду журналистом. Напишу репортаж о нашем путешествии, сделаю фотографии, а потом мы все это разместим в альбоме «Морское путешествие». Вы согласны? (ответы детей)
г) создание воображаемой ситуации
Воспитатель: Ну что же, команда наша готова. Корабль ждет нас в порту. Пора отправляться в путешествие. Воспитатель: Товарищ капитан, командуйте.
Разыгрываются сюжеты :
«Построение на корабле, поднятие флага»
«Каюта доктора»
«Камбуз»
«Высадка на остров: «Игрушек»
«Морское сражение с пиратами»
• Образец ролевого поведения: педагог идет на прием к доктору, звонит в колокольчик, предупреждая об опасности, ловит рыбу для обеда, несет ее на камбуз, участвует в морском сражении и т. д.
• Участие в ролевых диалогах: общение с жителями острова, обращения к старшим по званию и т. д.
• Вхождение в роль журналиста (фотоаппарат, планшет, диктофон).
5. Окончание игры.
1) Радист сообщает, что изменились метеоусловия. Будет сильный шторм. Капитан дает команду вернуться в порт. Благодарит всех за хорошее путешествие.
Журналист (педагог) говорит «спасибо» всей команде за увлекательное и интересное путешествие. Команда сходит на берег и рассматривает найденные сокровища и прячет сундук;
2) команда должна отдохнуть и набраться сил для нового путешествия.
6. Оценка игры
1) выход деятельности воспитанников на более высокий уровень развития сюжетной линии, игровых действий и игрового взаимодействия детей.
2) общение с детьми «на равных» в игре, не разрушать игровой сюжет, выстроенный и предложенный детьми самостоятельно.