Получи документы

Сюжетно-ролевая игра дошкольника в становлении личности ребенка

Галина Забудько
Сюжетно-ролевая игра дошкольника в становлении личности ребенка

«Игра детей – зеркало общества».

Юлиус фучик

В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то развлекательное, свойственное тем людям, которые не могут заниматься серьезным делом, а это прежде всего дети. Однако о значении игры в жизни детей свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций в документах международного права (Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка) провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра дошкольника в становлении личности ребенка» размещена в разделах

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Психолог А. Н. Леонтьев считал ведущей такую деятельностью, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, а для младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, Считаю, что именно в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Каждый педагог знает, что организовать и стимулировать творческую игру детей дошкольников труднее, чем провести занятие. При организации занятий роль и функции педагога четко определены, а в игре они далеко не ясны и отчетливы. Эти трудности, не умение найти свое место в детской игре и руководить ею иногда приводит к тому, что педагог не уделяет достаточного внимания творческой игре. Часто воспитатель только и делает, что «занимается» с детьми, пытаясь сообщить им, как можно больше информации. Времени на игру практически не остается. Есть еще другая причина: у детей мало впечатлений, эмоций, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, качество которых оставляют желать лучшего. Остается только непосредственно наблюдения в жизни, но их очень мало. Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.

Играотображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные ситуации и отношения. Многие родители убеждены, что игра – самостоятельная деятельность и взрослым вообще не следует в нее вмешиваться. Главным средством развития игры они считают приобретение игрушек. Ребенок должен играть сам. Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в игре, важно чувствовать поддержку, одобрение. Социологи отмечают: общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов, дает возможность взрослым, наблюдая за ростом и развитием ребенка, глубже понять истинный смысл жизни, осознать свою педагогическую функцию.

Часто я наблюдаю такую ситуацию, когда дети и взрослые играют, то их отношения становятся теплее и ближе. Появляется общее дело, где все участники равны. В дошкольном возрасте контакты взрослых с ребенком достаточно легки и желанны со стороны ребенка. Пройдет еще немного времени, и родителям, которые не сумели установить их сейчас, будет очень трудно, а подчас и невозможно найти взаимопонимание со своим ребенком, когда он станет подростком. Нельзя упустить свой шанс родителям и играть с детьми сейчас.

Наша задача понять, что именно в игре определяется развитие личности ребенка и его сознания, развитие его психических процессов (мышления, воображения, восприятия, памяти, воли, зарождаются новые виды деятельности (трудовая и учебная). В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Специальное изучение, проведенное отечественными и зарубежными учеными, позволило установить, что для развития личности ребенка – дошкольника особое значение имеет сюжетная игра. Почему?

Во-первых, потому что именно этот вид игры позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым» и значимым. Именно в игре, когда можно действовать «понарошку», можно «принять» гостей, «отремонтировать» машину и «сделать» многое другое из того, что в реальной жизни для ребенка недоступно, но очень привлекательно. Ребенок не может водить настоящий автомобиль, однако роль водителя позволяет ему, с одной стороны, ощутить себя умелым, значимым, а с другой – пережить все радости и проблемы взрослой жизни (ремонт, авария, взаимоотношения с пассажирами и т. п.).

Во-вторых, потому что игра способствует развитию воображения ребенка. В игре дети создают вымышленные ситуации, легко перевоплощаются в животных, сказочных и фантастических персонажей. (Например, когда мы путешествуем на ковре самолете или в сапогах-скороходах. Дети сами предлагают вид транспорта (обычный или волшебный). Ребенок многое «имеет в виду», удерживает в воображении. За счет этого происходит замещение, увеличивается число символических действий, что является чрезвычайно важным для его развития. .

В-третьих, потому что в игре он «обживает» мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями и значимыми для себя ролями и сюжетами.

Детским психологом Д. Б. Элькониным было установлено, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно важна в сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Ведь благодаря игре ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит, что, став взрослым, он избежит многих неприятностей, с которыми не могут справиться даже самые образованные, но своевременно не социализированные люди.

Кроме того, условно заняв позицию взрослого и обжив ее, маленький ребенок способен усвоить такую деятельность взрослых, как чтение или счет. Следовательно, только желание стать взрослым делает ребенка способным к учебной деятельности, что имеет самое непосредственное отношение к подготовке детей к школе. Это связано с тем, что в игре ребенок сам определяет замысел и воплощает его в сюжете, по-своему вносит коррективы в игровые планы. А это влияет на умственное и эмоционально – волевое развитие, формирование инициативности и самостоятельности.

Лишить ребенка возможности играть – это значит лишить его возможности жить в широкой сфере общественных отношений и нанести ущерб процессу формированию личности.

Часто игру противопоставляют труду. Действительно, в известном отношении они противоположны. Так, труд предполагает реальное изменение в вещах и получение нового практического результата, в игре же нет ни изменения вещей, ни связанного с этим нового материального продукта. Однако, как утверждали Н. К. Крупская и А. С. Макаренко, игра – это первоначальная школа труда. Конечно, ребенок не научится быть врачом или продавцом, но в игре лучше и глубже, чем в какой-либо другой деятельности, ребенок проникает сознанием того, что все люди трудятся друг для друга. Наблюдая за работой дворника, дети стараются ему помочь: осенью собрать листочки на участке, зимой почистить дорожки от снега.

Важнейшей предпосылкой возникновения и развития сюжетно-ролевой игры является воспитание у детей нравственных чувств, особенно чувства коллективизма. Воспитание нравственных чувств – процесс сложный. Чувства эти не врожденные, а пробуждаются у ребенка под воздействием социальной среды и воспитания. Чувства коллективизма, дружбы, товарищества у детей дошкольного возраста возникает на основе общения. Потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками у детей начинает проявляться рано. Мотивами для общения могут быть стремление получить одобрение со стороны окружающих (взрослых, детей, любознательность, стремление удовлетворить пробудивший интерес, желание поделиться со сверстником своей радостью или огорчением, стремление откликнуться на его переживания, оказать ему помощь. У детей можно наблюдать проявление таких чувств, как удовлетворение, радость от совершения хорошего поступка и чувства смущения, вины, стыда за плохой поступок. Проявление чувства стыда, неловкости являются задатками и такого чувства, как совесть-регулятор нравственного поведения человека. Для детей старшего дошкольного возраста доступно понимание чувств других людей, они умеют сопереживать, сострадать, сочувствовать. Развитие этих нравственных чувств говорит о возможности воспитания у старших дошкольников чувства дружбы и товарищества. Именно сюжетно – ролевая игра решает проблемы нравственного воспитания. Не менее важной стороной выполнения ребенком роли в игре является подчинение своих желаний мотивам более высокого порядка. Такое подчинение – постоянный элемент любой сюжетно-ролевой игры, так как эта игра обычно является коллективной игрой. У ребенка часто во время игры возникает желание взять на себя другую роль или выйти из игры. А отказ от мимолетных желаний – это результат борьбы, заканчивающийся подчинением появившихся желаний. Такое подчинение, продиктованное общественным мнением, приводит к формированию воли у детей. У меня была такая ситуация в игре. Настя очень любила роль кондуктора, когда мы путешествовали на автобусе или другом виде транспорта. Выбираем роли и дети сами дают Насте сумку кондуктора, на что девочка отвечает: «Я уже и так три раза была кондуктором, пусть теперь другие поиграют».

Игра поэтому и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, что имеет прямое отношение к формированию личности ребенка. Сюжетно - ролевая игра способствует нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Для того, чтобы эти воспитательные задачи могли решаться в игре, необходимо грамотно осуществлять руководство ею, При ознакомлении детей с окружающим миром особое внимание необходимо обратить на деятельность человека и его отношения между людьми. Это ознакомление должно носить эмоциональный характер, эмоционально захватывая деятельность взрослых, чтобы у них возникло желание участвовать в ней. Руководя игрой, детям надо помочь близко к реальности воспроизводить отношения между взрослыми в процессе их деятельности.

Меня заинтересовали игры – путешествия, где детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослую ситуацию, превращаются в путешественников. Это могут быть путешествия в лес, на речку, на север, в Африку и т. д. В этих играх могут решаться самые различные задачи : от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого – либо из беды, узнают интересные факты своего города, других стран. Готовясь к «путешествиям», дети рисуют, лепят, конструируют. Организация и проведение игры скорее напоминают подготовку к театральному спектаклю. Главное отличие – это отсутствие зрителей. Здесь есть только участники, причем число их неограниченно. Например, мы выбрали сказочного героя Карлсона, который очень любит сладкое, и решили ему помощь. Для этого нам нужно сходить в магазин, выбрать угощения для нашего героя. Затем мы выбрали вид транспорта, на котором будем путешествовать. Предварительно мы стали делать атрибуты для нашей игры: для магазина (продуктовый отдел, для автобуса (шофер, пассажиры). Побывали на экскурсии по городу, знакомились с его достопримечательностями. Привлекли родителей к пошиву необходимых костюмов. Наше путешествие было очень долгожданным и желанным.

Совместная творческая деятельность детей и взрослых способствует тому, что у детей появляется потребность и желание в получении и поиске знаний. Знания, полученные дошкольниками, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и надолго.

Хотелось бы отметить, что игры – путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формируют навыки общения в коллективе.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности с учетом тематических недель на сентябрь Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности с учетом тематических недель на сентябрь 1 неделя «День Знаний».

Роль игры в жизни детей дошкольного возрастаРоль игры в жизни детей дошкольного возраста Галина Юркина,воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка". Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра дошкольника в становлении личности ребенка
Опубликовано: 22 марта 2013 в 20:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД