Надежда Сальникова
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Арктику»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Сюжетно-ролевой игры
«Путешествие в Арктику»
Выполнила
воспитатель первой категории
Сальникова Н. Ф.
2014 г.
Цель
Систематизировать знания детей о животный Крайнего Севера, их приспособленностью к трудным условиям жизни.
Обучать детей игровым действиям в воображаемом плане;
формировать творчество при создании игровой среды;
учить взаимодействовать со взрослым, как с игровым партнером.
Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и имеющемуся у них опыту, формировать устойчивый интерес к тематику.
Предварительная работа.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Путешествие в Арктику“» размещена в разделах
1. Рассматривание альбома «Животные Крайнего севера», «Крыноцкий заповедник».
2. Чтение: М. Сергеев «В соболином краю»
М. Коронный «Дымок над чумом»
Л. Мезинов «Зимой в зоопарке»
Т. Бондаренко «Почему белый медведи не живут в лесу»
3. Заучивание стихотворений:
Г. Шахнович «Полярник»
Р. Ромозанов «Морж», «Пингвин», «Тюлень»,
«Белый медведь».
4. Подвижные игры:
«Оленьи упряжки», «Меткие охотники»
5. Беседа: «Знакомство с жизнью народов Севера»
«Животные Крайнего Севера»
Оборудование
Сплошное ледовое покрытие, игрушечные белые медведи, пингвины, изображения тюленей, северный оленей.
Макет самолета, рюкзаки, защитные очки, фотоаппараты, мед. аптечка.
Ход игры:
- К нам пришло письмо от полярников, которые приглашают смелых и отважных ребят принять участие в экспедиции на Север.
Письмо: «Ты еще не видел Крайнего Севера?
Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слышать звон копыт по насту,
Приезжай мы встретим с лаской.
Вы не бойтесь холодов –
Ни ветров, ни вечных льдов.
- А кто такие полярники?
(проводят исследования на Крайнем Севере)
- Мы принимает приглашение полярников?
- А что такое Север?
(Это то место на Земле – где все время холодно, где всегда лежат снега (Северный полюс).
-Нас приглашают в исследовательскую экспедицию.
Мы с вами уже путешествовали в жаркие страны, узнали много интересного о жизни зверей Африки, Индии, Австралии. А теперь хотите узнать побольше о жизни зверей Севера? Тогда давайте отправимся в путь.
На чем мы полетим?
(На самолете. Потому что там нет дорог, там не живут люди).
- Почему?
(Потому что там «вечная мерзлота» - подземные оледенение).
Идет распределение ролей: пилот, бортмеханик, медсестра, остальные дети- исследователи. Воспитатель – руководитель экспедиции.
- Приготовились?
- Полетели!
Приземлились.
- Готовы ли участники отправиться в путь? (Медсестра проверяет общее здоровье.
Руководитель объясняет, что сначала они пойдут по тундре, а затем на льдинах будут путешествовать по Северному Ледовитому океану.
- Нас подстерегают большие опасности: в тундре можно провалиться в болото, на льдинах есть большие трещины – это тоже опасно. Все должны быть очень внимательными и оказывать друг другу помощь.
Руководитель экспедиции советует надеть очки чтобы яркое солнце и сверкающий снег не слепили им глаза. Напоминает, чтобы дети фотографировали животный, их следы, пейзаж, почаще смотрели в бинокли, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.
Дети идут друг за другом по узкой «ледяной дорожке»
(упражнения на равновесие)
«Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд не кину,
Метет и кружится пурга,
Нам ветер дует в спину.
Видят картину Северного оленя.
- Что это за животное?
- Что вы знаете о Северном олене?
(Северный олень – удивительное животное. Он в тундре и кормит людей, и обувает, и одевает. У ненцев, чукчей одежда и обувь изготавливается из оленьих шкур.
Даже свои дома, яранги и чумы жители Севера для тепла покрывают сверху оленьими шкурами.
Олень - неутомимое животное: возит по бескрайней тундре людей и грузы. А вечером, как только его распрягут – сам себе еду добывает. Разбивает наст копытами и ягель добывает).
В белой тундре, где снега,
Он растит свои рога-
Гордый Северный олень.
Царь всех северный зверей.
Игра «Оленьи упряжки»
(Олень – надевает шапку, каюр – запрягает оленя.
Оббегают препятствия «сугробы»).
- Идем дальше. А чьи это следы? «Белого медведя»
Давайте пойдем по его следам и может быть мы его увидим.
(Обращает внимание на медведей на льдине. Предлагает затаиться и понаблюдать за ними).
- Что мы знаем о белых медведях?
(Самый крупный хищный зверь Севера. Любит плавать в ледяной воде. Подошвы лап покрыты длинными жесткими волосками, поэтому он не скользит по льду, охотится за тюленями, ловит рыбу, моржей. В полярную ночь спит в берлоге из снега и льда. В декабре у медведице рождаются медвежата.
«Белый медведь»
Этот мишка снежно-белый –
Самый крупный, самый смелый
Он всю жизнь живет в снегу
На холодном берегу.
«С льдины прыгает на лед –
Белый мишка и ревет,
Как же мишке не реветь?
Хоть и белый, да медведь»
- А что это мы видим впереди?
Загадка «Холодный белый пароход по морю синему плывет. (айсберг)»
А на айсберге пингвины.
«Вразвалку ходит, как моряк.
Белый галстук, черный фрак
В Антарктиде среди льдин
Проводит дни свои пингвин.»
«Как проворные дельфины
Плавают в воде пингвины
А как вылезут на сушу
Ходят очень неуклюже.»
(Пингвин – это птица, ест рыбу, рачков, хорошо плавает, не боится холодов. Враг пингвинов – хищная птица поморник, морской леопард).
Ритмический танец «Пингвины»
-А еще каких северных птиц вы знаете?
(Гагары, кайры, гаги, снегири, белые чайки, полярные совы).
«Вот полярная сова
Ей в ночь глухую не до сна.
Сторожит луну она.»
Руководитель обращает внимание на лежбище тюлений.
(Тюлень хорошо плавает в холодной воде, ловко ныряет. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких, жестких волос. У тюлених рождаются по одному белому детенышу, которые вскармливаются молоком. Питаются рыбой, рачками.
«Может плавать целый день
В ледяной воде тюлень.
На холодном льду лежит,
И не мерзнет, не дрожит.»
Д/и «Какой» - образование прилагательных
Не далеко от тюлений плавает в морской воде морж.
- Чем отличается морж от тюленя?
(У моржа есть клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосами. Ласты помогают им плавать и нырять. Не бояться холода, в ледяной воде не замерзают, потому что их тело предохраняет от переохлаждения толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воду. Новорожденный моржонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки. Питаются рыбками, моллюсками, рачками.
«-Вы узнаете моржа-
Бивни словно два ножа!
Но моржи и для красы
Носят бивни как усы.»
«Морж все время закаляется.
В ледяной воде купается.»
- Ребята, вам понравилось быть настоящими полярниками?
А сейчас отправляемся в обратный путь.
(Врач осматривает полярников- «Все ли здоровы? Бортмеханик осматривает самолет. Летчик готовиться к полету.
Чтение стихотворения «Полярник». Г. Шахнович
«Я окончательно решил:
Не буду я пожарником.
Как только выросту большим,
Стану я полярником.
Значит надо смолоду
Приучаться к холоду.
Теперь забуду я про лень,
Закалка – дело сложное,
Теперь я буду каждый день
Усердно есть мороженое.
Сюрприз
Большая льдина с зефиром.
- В этой льдине - от Севера вам ребята подарки.
«Белый снег пушистый,
В сладкий превратись-ка».