Получи документы

Сюжетно-тематические занятия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Татьяна Гуптор
Сюжетно-тематические занятия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушения речи – достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения таких нарушений очень разнообразны. Но они являются следствием несвоевременного или неэффективного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия). По этой причине у таких детей в разной степени нарушаются звукопроизношение, лексика, грамматика, фонематическое восприятие, дети не могут самостоятельно овладеть звуковым анализом и синтезом. Все эти нарушения, если их вовремя не исправлять в детском возрасте, влекут за собой трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Публикация «Сюжетно-тематические занятия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Многолетний опыт логопедов - практиков показывает, что ребёнка с нарушением речи (ребёнка – логопата) при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиск приемов и методик в логопедической педагогической работе по коррекции речи никогда не утратят своей актуальности.

Необходимый объём помощи ребёнку – логопату зависит от характера диагноза. Дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда в речевых группах специальных или комбинированных детских садов. Здесь коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизиологических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. Но как организовать эту работу с детьми? Какие использовать методы и приёмы, чтобы добиться наибольшей эффективности в работе? Как научить детей пользоваться своими навыками в повседневной жизни?

Изучив методику организации коррекционной работы, предложенную Еленой Анатольевной Пожиленко, Я нашла ответы на эти и многие другие вопросы. И теперь, вот уже шесть лет, внедряю в свою практику комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приёмами, лежащий в основе изученной методики.

Я поставила перед собойцель: Повысить эффективность коррекционной работы с детьми через решение следующих задач:

Нахождение и внедрение новых приёмов и методов коррекционной работы с детьми;

Заинтересованность самого ребёнка процессом коррекции речи;

Повышение активности детей на занятиях;

Приучение детей пользоваться, уже полученными ранее навыками и умениями, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Что изменилось в моей работе?

На индивидуальных занятиях я веду работу по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных с учётом возможности каждого ребёнка. Артикуляционные упражнения связаны с определённой лексической темой, например «Звери», «Профессии», игрой или сказкой о приключениях «Весёлого язычка». На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведётся работа над просодикой и мимикой («Скажи мягко, сердито, грубо, громко, шёпотом, тихо», «Выдели ударением тот же слог, что и я», «Спроси!», «Прикажи!» и т. д.) Дети перевоплощаются в инопланетян, иностранцев, зверят и т. д. Таким образом, развивается воображение, фантазия, ведётся работа над интонационной выразительностью речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико – грамматических средств языка включаю задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, упражнения на релаксацию, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который получается в результате проведения занятия.

Система фронтальных занятий по коррекции произношения у дошкольников отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основе лежат комплексность и игровые приёмы. В системе занятий Е. А. Пожиленко реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по следующим направлениям:

Развитие сенсорных и моторных функций;

Формирование кинестетический основы артикуляционных движений;

Развитие мимической мускулатуры;

Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

Формирование положительных черт личности (дружбы, любви, уважения, критичности, самокритичности, оценки и самооценки).

Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:

В организационный момент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;

В ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;

На каждом занятии ведётся работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

Физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятий;

Даются задания на словотворчество детей;

Предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций (памяти, внимания, мышления, воображения).

Теперь мои занятия направлены на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в общении с педагогом. Занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Я разработала циклы занятий по звуковой культуре речи для детей средней группы, по звуковому анализу для детей старшей группы и по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. Эти занятия разнообразны по построению: в одном случае это игра, в другом драматизация, где дети – и участники спектакля, и зрители, в третьем случае они учителя, которые учат непутёвого Емелю, или Незнайку, глупого Зайчишку. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, вымышленных героев, специально изготовленных панно, и пособий; сюжетов сказок; элементов сюжетно – дидактической игры и т. д.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшему усвоению знаний. Положительным является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для последующего обучения.

Методика организации сюжетно-тематических логопедических занятий Е. А. Пожиленко.

Многолетние поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий.

Сюжетно – тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т. е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. Всё это, благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того как развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Всё зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

Развитию всех компонентов речи;

Формированию навыка звуко-буквенного анализа и синтеза;

Развитию познавательных процессов;

Развитию творческих способностей детей;

Воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребёнка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.

Структура фронтальных занятий по автоматизации и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

Оргмомент;

Сообщение темы занятия;

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;

Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

Произношение изучаемых звуков в словах;

Физминутка;

Работа над предложением;

Произношение звуков в связной речи;

Обучение элементам грамоты;

Итог занятия.

Кроме обязательных элементов возможно введение дополнительных: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания; физпаузы, голосовые, дыхательные, мимические упражнения; имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребёнка. Физпаузы, например, в которых происходит взаимодействие речи и движений, помогают снять напряжение и переключиться при необходимости на следующее задание.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей 2–3 лет по пожарной безопасности «Опасно — огнеопасно»Дидактическая игра для детей 2–3 лет по пожарной безопасности «Опасно — огнеопасно» Дидактическая игра для детей 2-3 лет по пожарной безопасности "Опасно - огнеопасно" «ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ – ИСТОЧНИКИ ПОЖАРА» ЦЕЛЬ: научить.

Проблема нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-тематические занятия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 26 мая 2014 в 11:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-тематические занятия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гуптор (УИ 220256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД