Получи документы

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей раннего возраста

Анна Сибрина
Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Первая младшая группа.

План:

1. Вступительное слово;

2. Задачи - поставленные перед детьми;

3. Процесс запоминания;

4. Перед собой поставила цель;

5. Литературный материал;

6. Цели, поставленные перед детьми;

7. Схема взаимосвязи театральной деятельности с развитием

психически процессов детей третьего года жизни :

8. Стимулирующая работа;

9. Этапы работы;

10. Театральный уголок;

11. Галерея театров;

Публикация «Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей раннего возраста» размещена в разделах

12. Сетка занятий по театрализованной деятельности на учебный год;

13. Конспекты занятий по развитию активной речи детей третьего года жизни, через театрализованную деятельность (смотри приложение).

14. Заключительное слово.

1. Вступительное слово.

В 1-ой младшей группе, я продолжала развивать умение ориентироваться в окружающем мире, понимать и воспроизводить смысловые стороны речи. Развивала наблюдательность, артикуляцию, функции общения и обобщения (усвоение и употребление слов). Так, как если не учить, то развернутые словесные ответы замещаются простыми словами.

Формы развития речи прежние, но усложняется содержание занятий (дидактические направления деятельности малышей : наблюдение, рассматривание, начальные представления об экспериментировании и т. д.). Продолжала развивать представления детей о предметах и явлениях, учила сравнивать предметы (побуждение к мышлению). Работала с картинками, направляя внимание ребенка на детальное рассмотрение изображения, развивала умение повторять слова и высказывать свое суждение (используются сюжетные картинки). Включила в работу инновационные технологии. Продолжала работу по театральной деятельности.

При чтении книг, учила договаривать не большие фразы, заканчивать предложения, рассказывать не большие отрывки текста. Организовывала, слушание и последующее воспроизведение: коротких рассказов, стихов, народных потешек, песенок и др.

Активизировала речь детей, вовлекая их в различные игры: подвижные, музыкально-подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д. Всё это способствует всестороннему развитию речи.

С 2-х до 3-х лет отмечается количественный рост словаря, постановка слов в предложении в соответствующей грамматической форме – начинается интенсивное овладение грамматической структурой языка. Малыш усваивает основные грамматические закономерности родного языка. Но эта речь еще упрощенная (в ней отсутствуют причастия и деепричастия). Исходя из этого, я поставила, перед детьми первой младшей группы следующие

2. Задачи:

• понимать речь без наглядного сопровождения,

• продолжать расширять активный и пассивный словарь,

• воспитывать звуковую культуру речи,

• формировать грамматический строй речи,

развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками,

• уметь проявлять и контролировать свои эмоции.

В этом возрасте, значительно расширяет возможности памяти, запоминание слов и фраз.

3. Процесса запоминания:

У процесса запоминания 2 пути: непроизвольный (в процессе деятельности, имеющий другие цели) и произвольный (результат сознательного намерения запомнить) (по А. А. Смирнову). На начальном этапе, я опиралась на непроизвольное запоминание. А когда дети стали постарше, они с желанием прилагали усилия к запоминанию, главное чтобы у них был стимул (для того, чтобы рассказать кукле; для спектакля и т. д.)

4. Перед собой поставила цель –

сформировать у детей, связанную речь – речь содержательную, логичную, последовательную, достаточно хорошо понятную, не требующую дополнительных вопросов и уточнений.

По мнению А. М. Пешковского основным отличием литературной речи от речи обыденной является сознательное пользование языковыми средствами. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, и художественное произведение до них доносит педагог, хорошо владеющий навыками выразительного чтения. Современный педагог просто обязан использовать информационно - коммуникативные технологии (компьютер, проектор, планшет, CD-проигрыватель и т. д.). Предъявления информации на экране в игровой форме, вызывает огромный интерес, несет образный тип информации доступный детям. Движение, звук, мультипликация - привлекает внимание, стимулирует познавательную активность, помогает без особых усилий запомнить художественное произведение.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя "событий", в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Е. А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство "чувствующего" и "мыслящего".

Е. А. Флерина отметила наивность детского восприятия - дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка.

5. Выбирая литературный материал, я решила обратиться к истокам нашей речи – русскому фольклору. И не случайно, последние годы, возрастает интерес к фольклористике, ведь в переводе с английского, слово «фольклор» означает – «народная мудрость». Фольклор приобщает ребенка к духовным ценностям, учит доброте, отзывчивости, честности, смелости, формирует понятие «добра и зла». Он соединяет в себе сказки, стихи, потешки, песни, прибаутки, игровые и театральные приемы, танцы.

Для того, что бы дети знали и любили книги, я оборудовала «Дом книги», где на полочках, в доступном месте стоят книги с красочными иллюстрациями (смотри приложение). Это и народные сказки, и книги известных авторов. Есть у нас и книжки-малышки, для самостоятельного рассматривания на плотной, картонной основе. Не мало, пришлось приложить усилий, что бы научить детей беречь книги, обращаться с ними по назначению и аккуратно. В начале, я сама предлагала, детям почитать сказки и посмотреть картинки. Повзрослев, детки сами рассматривали книги, и даже «читали» (рассказывали, что запомнили) их друг другу. Красочные, яркие иллюстрации, запоминаются детям, вызывают радость и поднимают настроение. А ознакомление с художественным словом становится легким и не принужденным.

6. Исходя из вышесказанного, я поставила, перед детьми - цель:

• проявлять интерес к художественной литературе, сформировать, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

• проявлять литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведений, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказа, сказки, стиха, развивать поэтический слух.

• проявлять любовь к произведениям русского народного творчества и малым формам фольклора, как то - песенки, потешки, частушки, небылицы, сказки, а так же к произведениям русской и зарубежной классической литературы - Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, К. Чуковского, А. Барто, В. Бианки, В. Сутеева, В. Берестова и Д. Биссета и других.

• хотеть и уметь инсценировать доступные для данного возраста произведения народного творчества и современных авторов.

Оказалось, что существует взаимосвязь, между театрализованными играми, и другими областями познания. Я попыталась, выяснить без чего не возможно

осуществить этот проект.

7. Схема взаимосвязи театральной деятельности с развитием

психических процессов детей третьего года жизни :

Я убеждена, что внедрять театральную деятельность не развивая эти психические процессы, просто не возможно.

8. По этому, в течение всего учебного года я проводила стимулирующую работу, направленную на развитие речевой активности малышей :

Развиваю артикуляционный аппарат (смотри приложение);

• Формирую правильное речевое дыхание (смотри приложение);

Продолжаю работу над звукоподражанием и звуковой культурой речи: (смотри приложение);

• Учу моделировать голос (смотри приложение);

Учу логически выстраивать фразы и грамматически правильно составлять предложения и не большие рассказы: «вопрос-ответ», в стиле комикса;

Разучиваю с детьми не большие тесты: стихи, потешки, слова к инсценировкам (смотри приложение);

Развиваю эмоциональную сферу малышей, игры с наглядными средствами, театральная деятельность (смотри приложение);

• Побуждаю к общению, как со сверстниками, так и со взрослыми: экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры (смотри приложение);

Стимулирую диалогическую речь: театрализованная деятельность, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры (смотри приложение);

Развиваю общую моторику в подвижных играх и играх с речевым сопровождением (смотри приложение);

Развиваю мелкую моторику : сенсорные, пальчиковые и дидактические игры (смотри приложение);

Приобщаю к словесному искусству: чтение худож. произведений, присмотр мультфильмов, прослушивание музыкальных сказок и песенок (смотри приложение);

Развиваю интерес детей к музыке, учу эмоционально реагировать на содержание («Времена года» П. И. Чайковский, «Карнавал животных» К. Сен-Санс; народные мелодии «Пляска с куклами», «Из-под дуба», мелодии современных авторов и конечно музыкально- ритмические игры «Дождик», «Кошка и котята» и т. д.);

• Привлекаю внимание детей, к красоте природы наблюдения, прослушивание ауд. записей «звуки природы».

Все эти направления сопровождаю театрализованными элементами игры.

Для театральной деятельности детей в группе были созданы необходимые условия.

9. Этапы работы:

1. Выбор художественных произведений;

2. Разработка сетки занятий по театрализованной деятельности на учебный год;

3. Написание сценариев, с учетом возрастных особенностей;

4. Разучивание текстов, движений, мимики и т. д. ;

5. Сотрудничество с музыкальным руководителем;

6. Подготовка атрибутов, декораций и пособий;

7. Показ театрализованных спектаклей и мультфильмов;

8. Разработка картотеки;

9. Подборка и составление картотеки игр;

10. Классификация театрализованных игр;

11. Организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий;

12. Родительское собрание и консультации на тему «Развитие активной речи малышей»;

13. Срезы и анализ результатов диагностического исследования

14. Подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, обобщение опыта.

10. Я оборудовала уголок, который включал следующие виды театра :

• пальчиковый театр;

театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);

• кукольный театр; ширма (би-ба-бо);

• настольный театр;

• фланелеграф - театр картинок;

театр масок;

• уголок ряжения;

театр на палочке;

• маски- медальки;

• дом - книги (книги с иллюстрациями);

• музыкальный уголок;

• информационно – коммуникативные средства (ноутбук, планшет, видео- и аудио - записи на электронных носителях).

Заключительное слово.

Моя работа в первой младшей группе была направлена на стимулирование самостоятельной игровой деятельности. Я учила детей играть группами из трех – пяти человек, исполняющих свои роли. Предоставляла возможность имитировать действия, передавать основные эмоции героев. Учила создавать "типичный" образ в игре-драматизации.

Малыши освоили первичные режиссерские навыки, они использовали фигурки театра в совместных играх, на заданные темы. Большинство игр отражали круг повседневных интересов детей : игры в семью, в больницу и т. д.

Игровой опыт детей значительно обогатился, появились новые игровые умения. Начиная инсценировку, они превращались в маленьких артистов. Малыши научились использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Ребята мало по малу приспособились правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в театрализованной игре. Наладились взаимоотношения с другими участниками игры, дети стали играть дружно, не ссориться, распределять роли. Самостоятельно создавали короткие инсценировки, например «к нам Мила пришла», «угостим Нюшу» и т. д.

Дети полюбили сказки! Они не только охотно смотрели мультфильмы, но и каждый день просили воспитателя почитать ту или иную сказку. Малыши, жили, словно в сказке, даже на стенах нашей группы их каждый день встречают и провожают сказочные герои.

Речь детей стала понятной, связанной. Малыши свободно использовали накопленный словарь. Благодаря чему общение со сверстниками стало для них удобным и необходимым средством взаимоотношений. К концу учебного года дети освоили диалогическую речь. Научились свободно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми (и не только с родителями и воспитателем, но с гостями). Хочу поделиться с вами нашими достижениями.

Автор публикации:
Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей раннего возраста
Опубликовано: 9 октября 2016 в 21:28
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Сибрина (УИ 113423) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД