Папки-передвижки

«Русская матрёшка в летописи времён». Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

Кальметова Фира
«Русская матрёшка в летописи времён». Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, КОММУНИКАЦИЯ И МУЗЫКА

МАДОУ «Детский сад «Родничок»

Вторая старшая группа

Воспитатель первой квалификационной категории Кальметова Фира Сагитовна

Тема: «Русская матрёшка в летописи времён»

Цель: Знакомство детей с историей появления русской народной игрушки – матрёшки.

Публикация «„Русская матрёшка в летописи времён“, Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе» размещена в разделах

Задачи: Познакомить детей с историей матрёшки : от японской игрушки до русской матрёшки. Учить различать изделия народных промыслов по характерным особенностям декоративной росписи: Семёновская, Загорская и Полхов-Майданская матрёшки. Развивать творческую активность, внимание, мелкую моторику пальцев рук, эмоциональную отзывчивость на музыку, слайды, хороводы. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей. Закреплять навыки аккуратного рисования красками на шаблоне матрёшки. Воспитывать интерес детей к народному художественному творчеству.

Предварительная работа: создание презентации, подбор музыки, разучивание стихов и сценки с Матрёшкой, изготовление шаблонов Матрёшки, подготовка кисточек, гуаши для рисования

Вводно-организационный этап,

психологический настрой,

1 мин.

Под фонограмму русской народной мелодии дети заходят в зал и рассаживаются на стульчиках.

- Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки!

Рада видеть всех вас я

В этом зале у меня.

Дети: Здравствуйте!

- Меня зовут Фира Сагитовна, а как зовут вас я вижу на ваших бейджиках. Я вас приглашаю совершить путешествие во времени.

Мотивационно - побудительный,

1 мин.

- Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим!

-Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Актуализация, 1 мин.

Загадка про матрёшку

- Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская.

Дети: Матрёшка.

- Правильно, матрёшка!

Путь не близкий будет, что же, не беда!

С музыкой нам весело, хорошо всегда!

Ну что, ребята, готовы в путь дорогу?

Дети: Да.

Динамическая пауза, 1 мин.

- А вот на чём мы поедем в гости? Я предлагаю организовать поезд.

- Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы пойдём,

За вагончиком вагон.

Педагог с детьми имитирует движение паровоза с вагончиками под музыку.

Восприятие и усвоение нового, 7 мин.

Педагог подводит детей к домику, из которого выходит матрёшка.

Матрёшка : Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуй, матрёшка!

Матрёшка : Я матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая

А на голове платок, словно яркий цветок.

Звучит русская народная мелодия песни «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова, матрёшка выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.

Матрёшка : Присаживайтесь, гости, дорогие. (Дети садятся на стульчики)

Матрёшка : Не одна я в домике живу, а с подружками. (воспитатель подаёт матрёшку – игрушку, девочке, изображающей Матрёшку.)

- Да где же они, подружки твои? Ребята, а вы видите подружек?

Матрёшка : Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.

(Девочка Матрёшка, поочередно подходит к детям раскрывает и оставляет в руках каждого очередную матрёшку. После чего, воспитатель приглашает детей выставить их на стол и занять свои места.)

- Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка? (Слайд №1 презентации «Русская матрёшка»)

1 ребё нок: Матрёшка на окошке

В ярком сарафане,

И вся семья в матрёшке

Как в доме деревянном.

2 ребё нок: Очень любят все матрёшки

Разноцветные одё жки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

3 ребё нок: Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся

Они нам очень нравятся.

-Молодцы, ребятки! А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд №2 презентации «Русская матрёшка») Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. (Слайд №3 презентации «Русская матрёшка») Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Наиболее известны три вида матрёшек : (Слайд №4 презентации «Русская матрёшка») Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек. (Слайд №5 презентации «Русская матрёшка») В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Посмотрите на экран и скажите, какие краски используют семёновские мастера в росписи?

Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

-Правильно вы заметили.

(Слайд №6 презентации «Русская матрёшка»)

-Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточки на них с вышивкой, на голове платок. Платок матрёшек украшает роспись. А что одето на матрёшку поверх сарафана?

Дети: Фартук.

(Слайд №7 презентации «Русская матрёшка»)

-И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

(Слайд №8 презентации «Русская матрёшка»)

- Ах, матрёшечка – матрёшка,

Хороша не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В детском садике играть!

Динамическая пауза, 2 мин.

-Давайте представим, что наши девочки превратились в матрёшек.

- Наши девочки – матрёшки.

Не устали ваши ножки?

В центр зала выходите.

Как танцуете нам покажите.

А вы, мальчишки, не зевайте.

На музыкальных инструментах подыграйте!

(Девочки исполняют танцевальную картинку «Матрёшка» под песню «Русская матрёшка». Мальчики играют на музыкальных инструментах.)

Психологический настрой на продуктивную деятельность,

1 мин.

- А сейчас, дорогие ребята, присаживайтесь на свои места. На минутку закройте глаза. Позабудьте заботы, усталость, Ведь начнутся сейчас чудеса! Хотите сами стать мастерами и расписать свою матрёшку, как сами того пожелаете? Сегодня я предлагаю вам эту возможность. (Слайд №9 презентации «Русская матрёшка»)

Практическая работа, 7 мин.

Вот тут у меня целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга. Матрешки очень яркие, красивые, но чего-то им не хватает? (Ответы детей)

Ах, да ведь у них совершенно чистые, белые фартуки и платки! Да и наряд скучный, слишком однотонный для русской игрушки. Давайте мы их сейчас украсим. А чтобы лучше отличать сестричек друг от друга, мы сейчас их распишем, каждый на свой вкус.

Нарисуем на платочках

Очень яркие цветочки.

Завитки, листочки,

Маленькие точки.

Постараемся немножко —

Станет радостной матрешка!

Сейчас еще раз повторим, какие элементы кистевой росписи лучше использовать для украшения наших матрешек, и дружно примемся за дело! (Цветы, листочки, точки, кружочки, волнистые линии, завитки, целые букеты.)

Рисовать будем гуашью. Какой цвет гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами. Можно использовать для работы и тампончики, как мастера из города Загорска.

Рефлексивно – коррегирующий этап, 2 мин. -

- А вот и ромашковое поле. Пусть матрёшки встанут в хоровод на этой полянке, а вы встаньте рядом со своей матрёшкой и полюбуйтесь на них.

- Каждая матрешка хороша по-своему, все они символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия, поэтому гости, приезжающие в Россию, увозят Матрёшек в свою страну как сувенир, как напоминание о прекрасной стране России, славящейся во всём мире народными мастерами художественной росписи.

Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин.

- А сейчас ребятки я хочу у вас спросить, что нового узнали вы сегодня? Понравилось ли вам ребята в гостях у Матрёшки?

Дети: Да, понравилось

- А чем же мы с вами занимались сегодня? (Ответы детей.) Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?

Дети: Спасибо!

Матрёшка : А на прощанье я хочу вам подарить диск с мультфильмами о Матрёшках. До свиданья!

Дети: До свиданья!

-А нам пора возвращаться в свою группу. В паровозик все вставайте и из зала уезжайте.

(Под музыку «Поезд» дети покидают зал.)

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Русская красавица-матрёшка!Русская красавица-матрёшка! Русская красавица-матрёшка!" Матрёшка-русская красавица! В нарядах чудных хороша! Хранит секрет и улыбается. В её разгадке-русская душа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Русская матрёшка в летописи времён». Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе
Опубликовано: 18 декабря 2013 в 21:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Русская матрёшка в летописи времён». Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Кальметова Фира (УИ 171675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД