Ирина Якушева
Технология «Лэпбук»
▼ Скачать + Заказать документы
В наш век глобальной компьютеризации и гаджетозависимости, возникает закономерный вопрос о развитии речи дошкольников. Дети и взрослые больше общаются по средствам технического прогресса, чем, напрямую, друг с другом.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Известно, что эти процессы, активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому все больше уделяется внимание речевому развитию и формированию культуры речевого общения дошкольников.
Публикация «Технология „Лэпбук“» размещена в разделах
У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не может развиться. Страдает процесс формирования словарного запаса и оперирования им в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. У дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
В поисках более успешного коррекционного инструмента в работе с дошкольниками я обратила свое внимание на такое методическое пособие -лэпбук.
Что такое ЛЭПБУК? Лэпбук (lapbook) ,или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, если переводить дословно, то это книжка на коленях. Лэпбук это многофункциональное пособие, суть сводится к тому, что это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Причём популярность его всё время растёт, появляются новые сайты, на которых предлагаются к продаже разнообразные лэпбуки. Но сделать их можно и своими руками, от этого польза только увеличится. Да и ребёнку приятнее заниматься с пособием, в которое вложена частичка его труда и таланта. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Лэпбуки для дошкольников отличаются большим наличием игровых элементов. Это вращающиеся круги, открывающиеся окошки, движущиеся детали и фигурки. Первое впечатление от лэпбука обычно и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя.
Следует отметить две существенных особенности лэпбука :
• Интерактивность. Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное участие намного увеличивает интерес к пособию.
• Тематичность. Лэпбуки обычно посвящают одной теме, к примеру, «Осень», «Животные», «Мебель». В работе логопеда, удобно использовать данную технологию для автоматизации поставленного звука, включая туда поэтапные задания на автоматизацию согласно классической методики введения звука в речь.
Цели использования лэпбуков могут различаться. Закрепление того, что дети узнали в ходе осуществления проекта, обучение сбору и систематизации информации, развитие творческих способностей, воспитание бережного отношения к собственноручно созданному пособию. Одной из важнейших задач пособия считают стимуляцию у детей познавательной активности, стремления узнавать и запоминать новое, а также побуждение желания учиться.
Следует отметить мобильность лэпбука, что позволяет педагогу легко организовать работу в пространстве группы. Можно расположиться с лэпбуком на ковре и вовлечь в игру со звуками и буквами всю группу детей. Можно расположить лэпбук на столе и организовать индивидуальную или подгрупповую работу с детьми по закреплению раннее изученного материала. Возможно предложить детям использовать лэпбук как элемент сюжетно – ролевой игры («Школа», «Детский сад», «Магазин»).
Лэпбук - это современное эффективное средство для организации работы с детьми. Насыщенность лэпбука различными играми, позволяет ребенку проявлять самостоятельность и утверждать себя как активного участника в различных видах деятельности.
Использование лэпбука в качестве одного из компонентов развивающей среды группы позволит педагогам создать комфортную обстановку, которая может изменяться в соответствии с потребностями и интересами ребенка.