ирина уртаева
Технология организации проектной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Технология организации проектной деятельности
в детском саду.
(из опыта работы).
Доклад подготовила
Уртаева И. Г.
2018 г.
Последние несколько лет для работников дошкольного образования ознаменованы глобальными переменами и новшествами. Приоритетность развития отрасли подтверждена во всех документах, (Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС) определяющих развитие системы образования.
Публикация «Технология организации проектной деятельности в детском саду» размещена в разделах
В условиях реализации ФГОС развитие дошкольного образования перешло на новый качественный уровень, который направлен на сохранение самоценности дошкольного детства, развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности, - воспитание всесторонне развитого, обладающего информационной культурой, что позволяет ему быть успешным в современной жизни. Поэтому важным условием повышения эффективности воспитательного – образовательного процесса является поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания, снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами.
Выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели – развитие личности ребенка – одна из основных задач детского сада. Коллектив нашего детского сада постоянно находится в поиске эффективных педагогических методик, обнаруживается стремление воспитателей изменить содержание собственной деятельности. В настоящее время наш педагогический коллектив интенсивно внедряет в работу инновационные педагогические технологии, что открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям. Метод проектов естественно и гармонично внедряется в образовательный процесс нашего детского сада.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, его цель - содействовать становлению ребенка как личности, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Педагогам он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным.
Основной целью проектного метода в детском саду является : развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей детей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Работу над проектами педагоги строят в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, выпуске газет, в конкурсе по произведения К. Хетагурова, которые использовались для оформления различных тематических выставок в дошкольном учреждении.
Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:
• они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.
Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы. В рамках проекта «Фрукты и овощи - полезная еда» в средней группе, дети вмести с родителями, подготовили и представили свои творческие презентации об овощах и фруктах.
Вместе с детьми и родителями была проведена экологическая акция «Огород на окне», проведены выставки рисунков и поделок «Дары осени», «Эти прекрасные животные», созданы альбомы «Лекарственные травы нашего участка» и «Деревья нашего участка».
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Наши дети научились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектно - исследовательской деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.
Для более полного усвоения материала воспитателями были изготовлены дидактические, настольно – печатные игры, придуманы подвижные игры, проводились тематические беседы, при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников.
В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, творческие гостиные, мастер-класс. Например, итоговым мероприятием проекта «Одежда» было дефиле модной одежды из бросового материала. В рамках проекта «Мой родной город» были проведены экскурсии в краеведческий музей, районную библиотеку, в школу, к памятнику «Братская могила».
Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ мы считаем:
• высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
• повышение готовности детей к восприятию нового материала;
• активное участие родителей в жизни ДОУ.
Анализируя, проделанную работу, мы пришли к выводу, что проектная деятельность очень актуальна и эффективна, является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентировано подхода к образованию. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, это в свою очередь способствует личностному развитию ребенка. Сочетание различных видов детской деятельности в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремимся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать деятельность детей по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Поэтому мы и дальше будем использовать в своей работе метод проектирования.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
.
Спасибо за внимание!