МААМ-картинки

Особенности организации и проведения проектной деятельности в работе с дошкольниками

Дарья Владимировна Малахова
Особенности организации и проведения проектной деятельности в работе с дошкольниками

Сегодня метод проектов широко используется в работе дошкольных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Публикация «Особенности организации и проведения проектной деятельности в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Что же такое «ПРОЕКТ»?

Проект (от лат. Брошенный вперед) :

1. План, замысел.

2. Разработанный план, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

3. Предварительный текст какого-либо документа.

Проект – спрогнозированный комплекс действий по решению значимой для обучающегося проблемы. Проект завершается созданием проектного продукта.

Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта, состояния.

Проектировать – составлять проект, делать предположения, намечать план.

Проектное обучение комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность детей (научить проектированию).

Метод проектов (в обучении детей) – это способ достижения дидактической (обучающей) цели через детальную разработку проблемы (технологии, завершенный вполне реальным, осязаемым практическим результатом, который должен иметь соответствующее оформление.

«Проект» – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Применительно к работе с дошкольниками проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Суть «Метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Основной целью проектного метода с дошкольниками является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Основные требования к использованию метода проектов

• в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

проект – это «игра всерьёз»;

• результаты её значимы для детей и взрослых;

Обязательные составляющие проекта :

- детская самостоятельность (при поддержке педагога,

- сотворчество ребят и взрослых,

- развитие коммуникативных способностей детей,

- познавательных и творческих навыков;

- применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов:

«Для чего нужен проект,

«Ради чего он осуществляется?»,

«Что станет продуктом проектной деятельности,

«В какой форме будет презентован продукт?»

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – Выбор темы.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов” :

1. Что знаю?

2. Что хочу узнать?

3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

• вовлекает дошкольников в решение проблемы;

• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей);

• обращается за рекомендациями к специалистам;

• вместе с детьми составляет план - схему проведения проекта;

• собирает информацию, материал.

Второй этап – Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности

(творческую, экспериментальную, продуктивную).

Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Третий этап – презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применение сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того,

- чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе,

- испытать чувство гордости за достижения,

- осмыслить результаты своей деятельности.

В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика ит. д.).

Последовательность работы педагога над проектом

на данном этапе:

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

• подводит итоги (выступает на педсовете, методическом объединении, обобщает опыт работы).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности.

Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающее - организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Три этапа развития проектной деятельности :

Первый этап – подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :

Исследовательские - творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, альбомов, драматизации.

Ролево - игровые проекты : с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационно - практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Неделя театра»).

творческие проекты

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

• На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

• Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

• Составление плана-схемы проекта.

• Сбор, накопление материала.

• Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

• Презентация проекта, открытое занятие.

В настоящее время проекты классифицируются :

• по составу участников;

• по целевой установке;

• по тематике;

• по срокам реализации.

Типология проектов в дошкольном образовании :

По количеству участников индивидуальные групповые

По содержанию Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности

Краткосрочные (1-4 недели, Среднесрочные (до 1 месяца, Долгосрочные (полугодие, год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Информационные, Исследовательские, Творческие Проектно-ориентированные

С точки зрения педагога проектная деятельность с дошкольниками хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Кроме того, так ребенок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных в практический опыт, который вполне может ему помогать на всем протяжении его жизни.

Публикации по теме:

Лэпбук как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учрежденияЛэпбук как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учреждения Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить ребенка ставить.

Особенности проведения образовательной деятельности по физическому развитию с дошкольниками с ОВЗ Полноценное физическое развитие ребенка- это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к.

Из опыта работы воспитателя «Использование проектной деятельности при организации образовательного процесса» Использование проектной деятельности при организации образовательного процесса. Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная.

Консультация для воспитателей «Особенности организации проектной деятельности дошкольников» «Метод проектов» как одна из ведущих технологий, реализуемых в системе общего образования, имеет свою специфику при применении в дошкольном.

LEGO-конструирование. Особенности организации и проведения НОД и совместной деятельности в разных возрастных группах LEGO-конструирование. Особенности организации и проведения НОД и совместной деятельности в разных возрастных группах В работе с дошкольниками.

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации» «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации» В настоящее время в ДОО активно внедряются инновационные.

Особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ Особенности реализации метода проектов с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Метод проектов - педагогическая.

Особенности взаимодействия педагогов с дошкольниками в театральной деятельности Особенности взаимодействия педагогов с дошкольниками в театральной деятельности. Е. А. Фароян В процессе общения формируются и развиваются.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего.

Заключительный этап проведения проектной деятельности в старшей группеЗаключительный этап проведения проектной деятельности в старшей группе «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л. Н. Толстой Показателями высокого профессионального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации и проведения проектной деятельности в работе с дошкольниками
Опубликовано: 9 августа 2018 в 23:14
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД