Забудская Валентина Николаевна
Технология «Педагогический круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Педагогический круг» - современная модель организации совместной деятельности взрослого и ребенка.
Сегодня огромное внимание уделяется модернизации образования в целом и дошкольного образования в том числе. В свете последних требований к обновлению дошкольного образования педагогическим сообществом активно разрабатываются инновационные технологии, методики и подходы к развитию ребенка. Однако, имеются давно известные образовательные технологии, использование которых актуально сегодня как никогда. В своей практике мы применяем технологию «Педагогический круг».
Публикация «Технология „Педагогический круг“» размещена в разделах
Описание «Круга» как педагогической технологии встречается в работах Марии Монтессори. В педагогике Монтессори "круг" используется как организационный момент в начале дня, а также как структурный компонент занятия. "Круг" состоит из трё х обязательных частей: вводная часть (приветствие, основная часть (игровая деятельность, заключительная часть.
Так что же такое «педагогический круг» в нашей группе? Это универсальный педагогический метод организации совместной деятельности взрослого и нормально развивающихся детей. В нашей группе проводятся «Утренний круг», «Круг – поздравление», «Ситуативный круг», «Круг – игра»
«Утренний - круг» проводиться в утреннее время. Все дети и воспитатель садятся в кружок на индивидуальные разноцветные круглые коврики и приветствуют друг друга, называя каждого по имени, и взглядом, жестом, улыбкой передают приветствие. Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем видеть друг друга, устанавливать прямой контакт глазами, что способствует созданию атмосферы доверия, открытости, равноправия и непринужденности. Занимая место в круге, ребенок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и безопасно. Затем все участники берутся за руки и произносят общее приветствие. Если ребенок, по какой-то причине не хочет сесть вместе со всеми в круг, ему можно предложить спокойную игру или дежурного по сервировке стола к завтраку. В начале «Круга» педагог напоминает детям о правилах поведения, которые устанавливают очередность высказываний детей: «Говорим по очереди», «Говорит тот, кто получает игрушку» и т. д. Была в начале игрушка, которую дети приносили в группу, с наступлением осени появился осенний листочек, наступит зима, придумаем, что зимнее. Таким образом, запоминаем, и каждый день вспоминаем какое время года и приметы.
Приветствие "Здравствуй"
Здравствуй, небо голубое, (смотрят вверх)
Здравствуй, солнышко родное, (поднимают руки вверх)
Здравствуй, матушка Земля, (кланяются)
Здравствуй, ты, (пожимают друг другу руки)
И здравствуй, я, (прижимают руки к груди)
По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:
Мы рады, что пришли в детский сад!
Всем, всем, всем, доброго дня!
Приветствие "Зарядка"
В нашей группе каждый день
Делаем зарядку,
Выполняем упражненья
Строго по порядку:
Мы присели,
Дружно встали,
Повертели головой,
Потянулись, повернулись
И друг другу улыбнулись.
Игра-приветствие
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, здравствуй дружный круг.
-Мы стоим рука в руке,
Вместе мы – большая лента.
Можем мы большими быть (руки поднимают вверх)
Можем маленькими быть (приседают)
Но ни кто один не будет (исходное положение).
Взявшись за руки, ощущаем тепло рук наших друзей, которые будут нам добрыми помощниками.
Назови себя
Ребёнку предлагаем представиться так, как ему больше нравится: как его называют дома, или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
Позови ласково
Ребёнку предлагаем передать игрушку любому сверстнику по желанию, ласково назвав его по имени.
Пожелаем доброго дня
Обращаясь, друг к другу по имени, дети желают друг другу доброго утра, доброго дня. Можно при этом передавать друг другу игрушку.
Давайте поздороваемся
Дети приветствуют друг друга с помощью жестов.
Режимные моменты
Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз все проводится в кругу.
Затем все вместе обсуждаем план наступившего дня. Дети заранее знают, какие события произойдут в группе, учатся планировать свою деятельность и точно знают, что в конце пребывания в детском саду мы все пойдем ДОМОЙ.
«Круг - поздравление» он особенно любим детьми. Его основная цель - поздравление именинника. Он также проходит в кругу. В день Дня рождения педагог и дети садятся в круг дарят подарок и говорят добрые слова имениннику. Проводиться игра-хоровод «Каравай». Песни и фотоссесия.
«Ситуативный круг» проводиться в зависимости от ситуации. Например, произошла ссора между детьми, или нарушены правила поведения в группе. Необходимо немедленное реагирование со стороны взрослых. Во время круга происходит коллегиальное решение возникшей проблемы. Также ситуативный круг можно организовать и по поводу важного события, который произошел в жизни ребенка (например, научился обуваться или надевать футболку и т. д.). События и ситуации, которые рассматриваются на них, бывают индивидуальными. Но самое главное, что они объединяют всех участников педагогического процесса, позволяют разобраться с трудными ситуациями и сплотить детский коллектив, научить радоваться и сопереживать успехам друзей, повысить собственную самооценку ребенка. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную отзывчивость, помогают осознать и высказывать свои потребности и тревоги, позволяют научиться принимать сочувствие и помощь со стороны друзей и взрослых, выходить из сложной, конфликтной ситуации. И самое главное: дети с разными образовательными возможностями, своими неповторимыми и индивидуальными особенностями учатся жить вместе и находить свое место среди других.
«Круг – игра (занятие)» проводится так же в кругу. Начинается с сюрпризных моментов на ковре на ковриках, если во время занятия нужны столы, то мы переходим за столы.
Когда у нас устают ноги, мы тоже перемещаемся на стульчики, но продолжаем работу в кругу.
В кругу решаются следующие задачи:
- Формируется эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком.
- Начинается процесс социализации ребёнка, его адаптации к окружающему миру.
- В общении со сверстниками ребёнок усваивает правила поведения, развивается его эмоциональная и волевая сфера.
- Для активных детей круг становится опорой для организации своего поведения.
- Детей с низким уровнем активности это занятие стимулирует к участию в общем действии.
Круг способствует :
-активизации зрительного и слухового внимания;
-стимуляции сенсорного развития;
-стимуляции тактильного взаимодействия ребёнка с другими;
-развитию подражания;
-развитию способности к переключению внимания.
Использование практических мероприятий по технологии «Педагогический круг» поможет установить партнерские отношения с воспитанниками, а также создать доброжелательную атмосферу в группе.