Папки-передвижки

Текстовая информация как форма взаимодействия ДОУ и семьи

Надежда Новикова
Текстовая информация как форма взаимодействия ДОУ и семьи

Семья - поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье,

Она для нас основа всех начал!

Е. А. Мухачева

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе “Об образовании” в ст. 18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное образовательное учреждение существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

Публикация «Текстовая информация как форма взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно, сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Что же значит формы сотрудничества педагогов с родителями? Для того чтобы точно ответить, обратимся к словарю русского языка С. И. Ожегова:

Форма - устройство, структура, форма организации.

Сотрудничество – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.

Сотрудничество – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. В детском саду широко используются разные формы работы взаимодействия с семьей, цель которых установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, для совместного решения задач развития учреждения.

Одна из форм сотрудничества с семьей является наглядная информация.

Анализ отношений воспитателей к традиционным методам наглядной информации показал, что ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем.

Наблюдая за общением родителей и детей в детском саду, выяснили, что большинство родителей имеет слабое представление об особенностях дошкольного возраста. Родители предъявляют к детям неадекватные требования, несоответствующие их возрасту. Несмотря на обилие педагогической литературы, большинство родителей совершенно не владеют элементарными педагогическими знаниями. Порой родители не решаются задать педагогу волнующие их вопросы, особенно те, которые носят интимный характер и требуют доверия к собеседнику. Причина в том, что многие люди часто стесняются говорить о своих проблемах и, избегая общения с педагогом, обращаются к безликому помощнику. Анализируя проблемы, с которыми воспитатель сталкивается в работе с родителями, пришли к выводу, что все затруднения проистекают от отсутствия доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также по причине их недостаточной педагогической грамотности.

Считаем, что решить эти проблемы может удобная и эффективная наглядная форма взаимодействия с родителями текстовая информация. Она имеет разные названия: «наглядная пропаганда», «уголок для родителей», «наглядно-информационный материал», «групповой стенд» и многие другие.

Текстовая информация имеют несомненное преимущество перед другими носителями информации : доступность и наглядность, удобная форма для передачи важной и оперативной информации.

Главная задача педагогов нашего детского сада придать текстовой информации для родителей диалогический характер общения.

При оформлении наглядно-текстовых материалов выполняем несколько важных правил:

1. Динамичность информации. Она достигается частотой замены и разнообразием рубрик в течение года.

2. Рациональность объема текста и использования иллюстраций. Практика показывает, что охотнее всего родители прочитывают короткие тексты, написанные крупным шрифтом. Соотношение текста и иллюстраций должно быть примерно 2:6 (2 части текст, 6-иллюстрации, они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

3. Эстетическая привлекательность. Под эстетической привлекательностью текста мы понимаем в данном случае культуру его подачи и грамотность.

Наблюдения говорят о том, что соблюдение этих правил помогают педагогу перейти от односторонней информации родителей с помощью текста к непосредственному диалогу с семьей.

Текстовая информация оформляется на постоянном информационном стенде и на стендах со сменяемым материалом.

Наиболее популярными, эффективными у педагогов нашего детского сада и привлекательными для родителей в текстовой информации стали рубрики :

«Знаете ли вы? Наша информация»

В начале года в этой рубрике воспитатели знакомят родителей с режимом группы, расписанием образовательной деятельности на новый учебный год, напоминают родителям о днях и часах работы сотрудников детского сада и времени в графике их работы. Вывешиваются решения родительского комитета, родительского собрания, когда у педагогов возникает в этом потребность.

«Наши перспективы»

В данной рубрике дается информация о значимых событиях в жизни детей, в которых могут участвовать родители. Освещается, какая воспитательная работа проводится в группе в связи с красной датой календаря, экскурсией, в которых рассчитывают на участие родителей. Такая информация побуждает родителей принять участие в детской деятельности, сотрудничать с воспитателями группы.

«Перспективы в развитии детей»

Данная рубрика содержит короткие извлечения из разных разделов образовательной программы о возрастных особенностях детей.

«О наших детях и их успехах»

В этой рубрике родители знакомятся с тем, как дети усваивают разделы программы «Истоки», какие особенности детского поведения в определенном возрасте.

«Права детей»

Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.

«Чем мы сегодня занимались»

Рубрика содержит информацию о работе с детьми за прошедший день, как дети усвоили программный материал дня, какие проходили занятия, что читали детям, какие песни выучили на музыкальном занятии и др. Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: «Мама, выучи со мной скороговорку: (текст скороговорки)»; «Папа, загадай мне загадку: (текст загадки)» и т. д.

«Учусь играя»

В этом разделе содержатся сведения о развивающих играх для дошкольников, советы и рекомендации по их проведению, варианты игровых упражнений, направленные на развитие определенных способностей.

«Азбука безопасности»

Этот раздел представляет материалы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения в быту и экстремальных условиях.

«В кругу семьи»

В данной рубрике воспитатели предлагают родителям разные виды досуга с детьми дома для познавательного и эмоционального общения: совместные игры, посещение музеев, театров, выставок, чтение художественной литературы и др.

«Семейный вернисаж»

В этом разделе могут быть представлены рисунки, поделки и др., выполненные родителями вместе со своими детьми.

«Консультация по вашей просьбе»

Здесь предлагаются тематические советы воспитателей и специалистов детского сада: врача, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя по татарскому языку, повара.

«Приглашаем на встречу»

Данную рубрику используем накануне проведения встречи воспитателей с родителями. В приглашении указываем тему встречи, предложения к родителям, как подготовиться к встрече, чтобы она стала для них интересной и полезной.

«Наша реклама»

Здесь рекламируем издаваемую детскую литературу, помещаем информацию о публикациях по проблемам педагогики и психологии детско-родительских и семейных отношениях, даем информацию о развивающих играх, игровых пособиях для домашнего общения.

«Искренне благодарим!»

В данной рубрике воспитатели выражают благодарность родителям, которые

проявили отзывчивость к нуждам группы и детского сада.

Опыт нашего детского сада показывает, что использование воспитателями текстовой информации под данными рубриками помогает установить доброжелательные деловые и партнерские отношения с родителями, создает атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки и сотрудничества педагога с родителями, родители оказывают добровольное и осмысленное содействие педагогу в вопросах воспитания детей, появилось положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в нашем детском саду.

Взаимодействие родителей и детского сада это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы будем продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Публикации по теме:

Фотоотчёт. Конкурс домашних работ «Я и моя семья».Фотоотчёт. Конкурс домашних работ «Я и моя семья». Добрый день, уважаемые коллеги! Семья - это самое главное в жизни ребёнка! Семья - поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал.

Взаимодействие с родителями — одно из условий реализации образовательной программы ДОУ Взаимодействие с родителями – одно из условий реализации образовательной программы ДОУ. Основная образовательная программа нашего ДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Текстовая информация как форма взаимодействия ДОУ и семьи
Опубликовано: 6 июня 2013 в 14:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД