Папки-передвижки

«Дети леса» (грибы и ягоды). Конспект НОД в группе компенсирующей направленности детей 5–6 лет

Любовь Михайлина
«Дети леса» (грибы и ягоды). Конспект НОД в группе компенсирующей направленности детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-речевое направление

Образовательная область «Познание».

Дисциплина. «Ребенок открывает мир природы»

Конспект № 7 НОД в группе компенсирующей направленности детей 5 – 6 лет

Тема. «Дети леса» /грибы и ягоды/ (вариант 1)

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод растущих на территории ХМАО.

Публикация «„Дети леса“ (грибы и ягоды), Конспект НОД в группе компенсирующей направленности детей 5–6 лет» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие цели. Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе.

Научить различать съедобные и несъедобные грибы.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательной области «Познание» с другими образовательными областями. Социализация, коммуникация, художественная литература, физическая культура.

Развивающая среда: Картинки с изображением ягод и грибов, модель грибницы.

Активизация словаря. Грибница, споры губчатый, пластинки.

Предварительная работа. Чтение книги А. Плешакова "Зеленые

страницы", рассматривание иллюстраций.

Методические приемы.

Использование загадок. Беседа. Дидактическая игра. Работа с моделью.

Ход деятельности

Воспитатель. Ребята, разгадайте загадку деда Зная.

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шляпка из травы-

Нет под шляпкой головы?

Дети. Гриб.

Воспитатель. - Правильно, гриб /выставляются картинки или муляжи грибов/

Их на свете очень много.

1. Какие грибы вы знаете?

2. Что можно приготовить из грибов?

-Ребята, послушайте письмо от деда Зная.

"Многие думают, что грибы растут сами по себе. Это не так. Под землей есть

грибница, а от нее тянутся длинные тонкие нити к грибу, и к этому и к этому.

Значит, грибы поодиночке не растут".

-Ребята, вы знали об этом?

Дети. Нет.

Воспитатель. Так почему же грибы поодиночке не растут?

/Составляется модель грибницы/

-А вот еще одно письмо от деда Зная.

Посмотрите - это белый гриб, /выставляется картинка белого гриба/

"Белый гриб, его еще называют боровиком, растет на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог, в глухомани его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки как губка - губчатый, у молодого гриба белого цвета, у зрелого чуть с зеленоватым оттенком. А сам гриб действительно на срезе белый. Так он ничем не пахнет, но если засушить. "

Вопросы к детям:

1. Как выглядит белый гриб?

2. Где растет?

/ Выставляются картинки: подберезовика, подосиновика, волнушек, маслят.

- Посмотрите внимательно на эти картинки. Эти грибы можно собирать и использовать в пищу.

Все мы с вами любим жареные грибы, соленые, маринованные. А какой суп с грибами, а пироги!

Но все ли знают как надо вести себя в лесу при сборе грибов?

Жизнь самого гриба короткая всего два-три дня, а грибница живет долго. Вот почему мы должны запомнить правило первое: грибы нельзя выдергивать из земли - это наносит вред грибнице. Их надо очень осторожно срезать ножом. Есть у грибов еще один "враг"- машины, автобусы, которые выбрасывают в атмосферу выхлопные газы и могут "заразить" ими грибы. Отсюда и следует правило второе: нельзя собирать грибы неподалеку от шоссе.

-Ребята посмотрите на эти картинки - это несъедобные грибы и в пищу их употреблять нельзя. Люди часто растаптывают их ногами, но делать этого нельзя - они служат кормом, а иногда и лекарством для многих обитателей леса. Вот и третье правило: ни в коем случае не рвать, не собирать и не вытаптывать несъедобные грибы - они пригодятся животным и птицам.

Физминутка.

Подарила осень

Вместе с солнцем ярким

Мамам, бабушкам и детям

Вкусные подарки Идти по кругу взявшись за руки.

Мы в лесу гуляли,

Мы грибы искали

Раз грибочек, два грибочек

-Полный кузовочек. Присесть, имитируя сбор грибов.

Около тропинки

Рвали мы малинку,

Раз малинка, два малинка

Полная корзинка. Встать, имитируя срывание с куста малины.

Много мы набрали

Принесли мы маме

Кузовок с грибами

Красную малинку

Полную корзинку Идти по кругу взявшись за руки.

Воспитатель. Ребята, а что еще растет в лесу кроме грибов? /ответы детей/

Дети. Ягоды.

Воспитатель. Верно ягоды. Лес не только богат грибами, но и ягодами. В наших лесах растет очень много ягод : малина, черника, брусника.

Малина помогает при простуде, а при употреблении черники улучшается зрение. А в бруснике очень много витамин. Видите сколько радости и пользы от этих душистых и сладких "детей "леса. В наших с вами силах умножить урожай и сберечь для других людей и зверей. Ведь звери тоже любят ягоды. - Кто из диких зверей любит ягоды?

Дети. Медведь.

Воспитатель. Запомните: собирая лесные ягоды, будьте осторожны не рвите сами кустики, не топчите траву, не ломайте веток. - Ребята, а вы знаете, что ягоды как и грибы бывают несъедобные? /рассматривание несъедобных ягод. - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру " Что в корзинку мы берем" Цель. Закрепить умение отличать съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

Приложение к конспекту «Дети леса» /грибы и ягоды/

Только здесь, на просторах Сибири,

Наклоняясь к тундрам великим,

Зреют лучшие ягоды в мире,

Ароматом проникнуты диким. (П. Л. Драверт)

Там, где роща лесная тениста,

Где земля кочковата и мшиста,

Голубика роскошно растет –

Так и просятся ягоды в рот!

Но цветет с голубикою рядом

Там багульник, напитанный ядом,

И струит, испуская свой яд,

Одуряющий свой аромат

(Н. А. Холодковский)

Бежит по дорожке

Царевна-морошка

В оранжевых туфлях

На босую ножку,

В оранжевой блузке,

В цветном сарафане

По тропочке узкой

Между цветами.

Бежит она,

Бусинки в травы роняя,

А я эти бусинки

В рот собираю.

(В. Линькова)

Вот ельник мохнатый,

Мохом зелёным богатый.

А вокруг- комаристо,

И дремуче и мглисто.

А черники тут черной-

Как насыпано словно!

Собирай, не дави,

Да с корнями не рви.

Сладки ягоды, спелы,

Темно- синий бочок

Ой, вкусна ты, черница!

Ты совсем как царица!

(Т. Смертина)

Игры

1. «Угадай загадку — покажи отгадку?»

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он. (белый).

И под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею,

Первый найден (боровик).

В лесу под деревом крошка,

Только шапка да ножка. (Гриб.)

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы. (Гриб.)

Кто носит шляпу на ноге? (Гриб.)

Кто со шляпой родится? (Гриб.)

Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк,

Бросить жалко, съесть сыро. (Груздь.)

Под сосною на опушке

Преют рыжие макушки.

В мох душистый две косички

Прячут хитрые. (Лисички).

Из-под траки прошлогодней

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички —

Рыжеватые (лисички).

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята,

Под сосной растут… (маслята).

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Подняв над головой. (Моховик).

Он в лесу стоял,

Никто ею не брал.

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор.)

Ножка белая, прямая,

Шляпка красная такая,

А на шляпке, на верхушке

Беленькие конопушки. (Мухомор.)

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой. (Опята.)

Лета первая примета

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке. (Подберезовик.)

Он в осиннике родится,

Как в траве ни притаится,

Все равно ё го найдем:

Шляпа красная на нем… (Подосиновик.)

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик.)

После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпы разноцветные —

Самые заметные. (Сыроежки.)

2. «Съедобные – несъедобные»

На доске прикреплены две таблички (съедобные, несъедобные). Дети распределяют грибы (картинки) на две группы под табличками.

Группа делится на команды. Каждой команде дается конверт с картинками

грибов. Победят те, кто правильно и быстро разложит грибы на две кучки.

На доске — «лесная полянка», на ней растут грибы (из картона). К доске выходят два грибника и собирают грибы в лукошко. Все ли грибы возьмем с собой?

3. «Грибы и деревья»

На доске — картинки грибов и деревьев. Дети прикрепляют грибы к тому дереву, с которым «дружит» данный гриб.

Соединить стрелкой на доске деревья и грибы.

Группа поделена на команды, каждой команде дается конверт с картинками грибов и деревьев. Выиграет та группа, которая быстро и правильно разложит грибы и деревья парами.

5. «Узнай по описанию»

На доске — картинки грибов. Воспитатель читает описание гриба, дети угадывают, выходят к доске и показывают нужный гриб, прикрепляя к доске.

Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая. (Опенок.)

Этот гриб можно найти в березовой роще или в лесу на опушке под молодой березой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. Кто его найдет, тот в свою корзину возьмет. (Подберезовик.)

У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Свое название он получил за то, что обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. В созревшем виде на месте белого шарика темно-коричневый сморщенный комочек. (Дождевик.)

Самый лучший гриб, в народе его называют «царем грибов», а иногда — «полковником». (Боровик, белый.) Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой — красивый бахромчатый шарфик-бантик. (Бледная поганка.)

Его можно найти не только в осиннике, но и в березняке, и в хвойном лесу. Шляпка у него красная, ножка серовато-белая. (Подосиновик).

На зеленой полянке симпатичная семейка грибов : красные, желтые, серые шапочки, покрытые белыми крапинками. (Мухомор.)

У этих грибов шляпки ничем не примечатёльны, а в сырую погоду блестят, будто смазаны маслом. (Маслята.)

Эти грибы узнаешь по цвету и еще по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, который пахнет смолой. (Рыжики.)

Стихи

Е. Телегина

Мухомор…

Шапочка атласная,

Красная-красная.

Белые горошины

Поверху брошены.

А на ножка — белый бант.

Это что еще за франт?

Как на праздник вырядился,

На поляну выкатился.

— Знаем, знаем!

Ты хорош да пригож,

Да в лукошко не гож!

БОРОВИЧОК

Белый гриб — боровичок

Притаился — и молчок!

В темноте угрюмой

Потихоньку думал

«Вот попробуй-ка найди,

Походи да погляди.

Не найдешь,

Не найдешь,

Так ни с чем и уйдешь!».

ОПЯТА.

Вот пень, вот опята

Мама, папа и ребята.

И в траве один опенок.

Эй, заблудится ребенок!

В. Левановский

ГРИВНАЯ СЕМЕЙКА

Шампиньон

У дорожки, на опушке,

Между двух больших ракит,

Чья-то белая макушка

День-деньской

В траве торчит.

Но прошел грибник с лукошком,

Да и снял макушку он —

Оказалось, у дорожки

Рос красавец шампиньон.

СЫРОЕЖКИ.

Розовые, красные, золотые —

Разные!

Сыроежки-модницы

Солнышка сторонятся —

Ой, вредны для шляпок

Солнца огоньки!

Под еловой лапой

Спрятались грибки.

МАСАЯТА.

Девять маленьких маслят

В ряд у сосенки стоят.

Девять желтеньких маслят

Дружно шляпками блестят.

И на шляпках у маслят

Девять солнышек горят!

ГРУЗДИ.

У опушки на поляне

Вырос гриб в большой панаме.

На виду у всех стоит

И как будто говорит

«Ничего я не боюсь,

Я — отважный, смелый груздь!»

А. Берестнев

РЫЖИК

От летнего солнца

У шляпки моей

Загнулась наружу

Кромка полей.

От жарких лучей

Оранжевым стал.

За это меня

Кто-то рыжим назвал.

ЛИСИЧКИ-СЕСТРИЧКИ.

Нас не зря зовут лисички,

Мы лукавые сестрички.

Старой желтою листвой

Мы укрылись с головой.

В. Лифшиц

СЫРОЕЖКИ.

Ах, какие мы заметные,

Грибники для нас — гроза!

Шляпки наши разноцветные

Всем бросаются в глаза.

Как увидят нас — не мешкая,

Собирают всех подряд,

Называют сыроежками,

А сырыми не едят.

Лисички.

Мы желтые лисички,

Веселые сестрички.

Найти нас очень трудно

Бывает с непривычки.

Но если вы найдете,

Валежник разгребая,

Одну из нас, то рядом

Найдется и другая.

МУХОМОР.

Средь хвойного бора,

Дремучего бора

Нельзя не заметить

Меня, мухомора!

Большой, как тарелка,

Пятнист я и красен.

Меня берегитесь -

Я очень опасен!

В НЕНАСГЬЕ.

Хлынул дождь в лесной сторонке,

И запенился поток.

Дружно прыгнули опенки

На березовый пенек.

Гром грохочет без умолку,

Напугал грибы в лесу.

Боровик залез под елку,

А масленок под сосну.

Свинушки.

Вот свинушки у тропинки

Ловят шляпками дождинки.

Чтоб в жару

Могла синица

Дождевой воды

Напиться.

В народе говорят.

Лесу нет, и гриб не родится.

Под большим деревом и гриб вольготней живет.

Будет дожди, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.

И зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Где один гриб, там и другой.

Много мошек — готовь лукошек.

Первый туман лета — верная грибная примета.

Парной туман над лесом — пошли грибы.

Грибы ищут — по лесу рыщут

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Назвался груздем — полезай в кузов.

Затянулись дожди — груздей не жди.

Поздний грибок — поздний снежок.

Появились опенки — лето кончилось.

Туманы среди лета — к грибам.

Если дождь редкий — ожидай грибов.

Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать.

Если дорожки в лесу покрылись плесенью, то будет много грибов.

Коли грибы уродятся — и на хлеб урожай.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Весеннее путешествие», с детьми средней группы компенсирующей направленности Видео Тема недели: «Весна» Тема дня: «Весенние цветы» Youtubeонспект непосредственно образовательной деятельности «Весеннее путешествие» Подготовила:.

Презентация к занятию «Путешествие в город профессий», для детей шестого года жизни Презентация к занятию "Путешествие в город профессий " в группе компенсирующей направленности детей шестого года жизни. Подготовила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дети леса» (грибы и ягоды). Конспект НОД в группе компенсирующей направленности детей 5–6 лет
Опубликовано: 11 марта 2013 в 09:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дети леса» (грибы и ягоды). Конспект НОД в группе компенсирующей направленности детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Михайлина (УИ 11586) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД