МААМ-картинки

Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности «Испекли мы пирожок»

Рассказова Ольга Валентиновна
Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности «Испекли мы пирожок»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Испекли мы пирожок»

Образовательная область: Познание

Интеграция с другими образовательными областями: коммуникацией, художественным творчеством, чтением художественной литературой, социализацией, трудом

Задачи:

Образовательные:

дать детям понятие о том, что хлеб является необходимым продуктом питания; систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Обогатить знания детей о том, как выращивают хлеб.

Упражнять в образовании относительных прилагательных. Учить детей грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов.

Публикация «Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности „Испекли мы пирожок“» размещена в разделах

Познакомить детей с новым материалом для лепки - соленым тестом; учить детей лепить из соленого теста, используя знакомые приемы лепки; закрепить умение пользоваться стекой.

Развивающие:

Развивать умения участвовать в диалоге. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление. Развивать мелкую и общую моторики.

Воспитательные:

воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа:

Рассматривание колосков пшеницы, ржи, ячменя, овса и других зерновых культур.

Разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, пословиц о хлебе, о труде. Загадывание загадок.

Чтение русской народной сказки «Колосок»; белорусской народной сказки «Легкий хлеб» в обработке Е. Благининой; сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»; главы «Отцовское поле» из одноимённой книги В. Крупина.

Материалы и оборудование:

картинки, иллюстрации, колоски пшеницы, соленое тесто в пакетиках, вода в баночках, кисточки, стеки, дощечки, свежеиспеченные пироги.

Используемая литература:

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж, ТЦ Учитель, 2004.

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., Просвещение, 1984.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М., Просвещение, 1987.

4. Даль В. И. Пословицы русского народа. М., ННН, 2003.

5. Хананова И. Н. Солёное тесто. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

6. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе. Конспекты занятий. УЦ Перспектива, Москва 2009г.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Воспитатель:

- Ребята. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы будем сегодня говорить.

Загадка: Он бывает с толокном

С рисом, мясом и пшеном

С вишней сладкою бывает

В печь его сперва сажают

А как выйдет он оттуда

То кладут его на блюдо

Ну, теперь зови ребят

По кусочку все съедят (пирог)

Дети: - Это пирог.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о пирогах.

2. Рассказ воспитателя о пирогах на Руси.

Воспитатель:

Пироги любили и любят многие люди. Есть такая пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Воспитатель:

- А вы любите пироги?

Дети: Да.

Воспитатель:

- Что такое пирог?

Дети: -Это хлеб.

Пироги очень любили на Руси. Ни одно торжество не обходилось без пирогов. Само слово «пирог» произошло от слова «пир».

В день именин было принято печь пироги и рассылать их родным и близким как приглашение на праздник. Тот, кто приносил пирог говорил : «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать».

На именины был обычай печь пироги имениннику с начинкой. Пирог полагалось разломить над головой именинника. Была такая примета: чем больше начинки останется на голове, тем богаче будет именинник. Гости приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

3. Грамматическое упражнение «Пирожки с начинкой» (образование относительных прилагательных).

Воспитатель:

- Давайте посмотрим на наборное полотно и узнаем, с чем бывают пироги.

(На наборном полотне выставлены карточки с изображением пирогов с разной начинкой. Каждый ребенок берёт один пирог и составляет предложение.)

Дети:

Я испекла капустный пирог.

Я испек малиновый пирог.

Я испек грибной пирог.

Я испек рыбный пирог.

Я испек мясной пирог.

Я испекла земляничный пирог, и т. д.

4. Упражнение на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Пекарь».

Воспитатель:

Сейчас в магазине можно купить хлеба сколько потребуется. Ребята, назовите, пожалуйста, хлебобулочные изделия какие вы знаете.

Дети: Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торты и др.

Воспитатель: Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине! Все они очень аппетитные и вкусные. Посмотрите сюда, ( к магнитной доске прикреплены: картинка изображающая профессию пекаря, и картинки с различными хлебобулочными изделиями) и скажите кто печет все эти изделия?

Дети:

-Это пекарь.

Воспитатель:

-Правильно, давайте вспомним, как пекарь выпекает из муки хлеб, ватрушки, булочки.

Дети:

Пекарь, пекарь, из муки испеки нам колобки.

(выполняют круговые движения ладонями - имитация скатывания колобка)

Да сушки - Ванюшке,

Да баранки - Танюшке,

Да бублики - Мишке.

Да калачи - Маришке.

(поочередно соединяют большие пальцы обеих рук с остальными пальцами – упражнение «колечки).

5. Беседа о хлебе и труде хлеборобов.

Воспитатель :

Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: «Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, так и стол - доска». Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы?

Дети: «Хлеб - всему голова», «Худой обед, коль хлеба нет», «Будет хлеб - будет и обед», «Голодной куме хлеб на уме», «Хлеб да вода – молодецкая еда», «Летний день год кормит», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» и др.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а знаете ли вы, как надо относиться к хлебу?

Дети: Надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать хлеб, Он прошел долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине и у нас на столе.

Воспитатель: Да, хлеб требует уважения к себе. Послушайте загадку: «Золотист он и усат, в ста кармашках - сто ребят».

(Дети отгадывают загадку).

- Молодцы, отгадали - это действительно колосок. (Внести и рассмотреть колосок).

- Зернышки в колоске спрятаны, будто в кармашки, их там много и на каждом кармашке растет усик, будто оберегает зернышко.

- Ребята, а вы знаете, кто занимается выращиванием зерна на полях?

Дети: Хлебороб, агроном, тракторист, комбайнер, шофёр.

Ребенок рассказывает стихотворение «Хлеб» Я. Акима

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну.

- Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Только что убрали комбайны хлеб, а на полях уже появились тракторы - пашут, боронят. Зачем пашут? Зачем боронят? Не весна ведь на дворе, а осень! А затем пашут, затем боронят под зиму трактористы, чтобы земля под снегом была мягкая и рыхлая, чтобы набрала она на зиму и весну как можно больше талой воды.

- Лежит земля под снегом, ждёт весны, тепла, ждёт зёрен.

- И вот пришла весна. Опять вышли в поле трактора, перепахали землю. Умные машины внесли удобрения, засеяли поля зерном.

- Вскоре появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето.

- Ребята, «поможем» зернышкам вырасти, покажем, как дождик поливает урожай?

6. Физкультминутка «Дождь»

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле родной

Пьёт, пьёт, пьёт

А теплый дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

(Руки вытянуты вперёд ладонями вниз. После первой строчки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх и снова поворачивают ладони вниз).

Воспитатель: Налились колосья, стали крепкими и тяжелыми. Появились новые заботы у хлебороба: как бы не сломились колосья и не полегли к земле…

- И вот пришло время жатвы. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время - осыплется зерно, пропадёт урожай. От комбайнов вереницей тянутся грузовики, везут зерно на элеватор. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны «золотого» хлеба!

- Потом зерно везут на мельницу, где мельник перемалывает его в муку. А уже из муки пекарь выпекает нам хлебушек. Вы знаете - каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом!

Ребенок:

Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый, Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

- Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся для того, чтобы у нас всегда был хлеб на столе?

Дети: Хлебороб, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мукомол, пекарь, кондитер и др.

Воспитатель: Действительно, длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Как много рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом и попал к нам на стол!

- Ребята, самый вкусный хлеб получится, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь дома?

(Ответы детей).

- А вы им помогали? (рассказы детей).

7. Пирог (гимнастика для кистей)

Мы спросили нашу печь:

Что сегодня нам испечь? Руки, вытянутые вперёд, сжимают и разжимают пальцы

Печку мы спросили,

Тесто замесили.

«замешиваем» тесто

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали, - не устали,

«раскатываем» тесто

Начинили творожком

И назвали пирожком!

«лепим пирожки»

Ну-ка, печка, ну – ка, печка,

Дай творожничку местечко!

«сажаем» пирог в печку.

8. Лепка из соленого теста

Воспитатель: А сейчас мы засучим рукава и замесим тесто (дети имитируют замес теста). Вот тесто и готово. Только мы будем лепить из соленого теста. Изделия из него долго хранятся, но есть его нельзя. Они используются, как декоративные украшения. Мы слепим хлебобулочные изделия для игры в «Магазин».

- Ребята, приёмы лепки из теста те же, что и для лепки из пластилина. Но есть сложности - поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому её надо смачивать водой при помочи кисточки, чтобы детали лучше склеивались, тоже смачивайте их водой перед тем, как соединить.

- А сейчас каждый из вас подумает, что он хочет вылепить из теста. Вспомните, что продается в магазинах, что мы раньше рассматривали. Может вы придумаете свой, оригинальный пирог? Приступайте, пожалуйста, к работе…

Во время работы помогаю детям, подсказываю приемы лепки.

9. Итог

- Сегодня вы узнали о длинном пути хлеба от поля до стола, от зёрнышка до пирога. Сами изготовили «хлебобулочные изделия». - На этом наше занятие подошло к концу.

Публикации по теме:

НОД в старшей группе «Испекли мы каравай»НОД в старшей группе «Испекли мы каравай» Цель: Дать детям понять о том, что хлеб является необходимым продуктом питания, систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля к столу.

Экскурсия на хлебокомбинат.Экскурсия на хлебокомбинат. В прошлом году мы выпустили наших подготовишек в школу. Много интересных событий произошло за годы пребывания в детском саду. Одним из таких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности «Испекли мы пирожок»
Опубликовано: 27 ноября 2014 в 18:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности «Испекли мы пирожок»» (включая файлы) размещена пользователем Рассказова Ольга Валентиновна (УИ 4659) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД