Рассказова Ольга Валентиновна
Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности «Испекли мы пирожок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Испекли мы пирожок»
Образовательная область: Познание
Интеграция с другими образовательными областями: коммуникацией, художественным творчеством, чтением художественной литературой, социализацией, трудом
Задачи:
• Образовательные:
дать детям понятие о том, что хлеб является необходимым продуктом питания; систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Обогатить знания детей о том, как выращивают хлеб.
Упражнять в образовании относительных прилагательных. Учить детей грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов.
Публикация «Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности „Испекли мы пирожок“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Познакомить детей с новым материалом для лепки - соленым тестом; учить детей лепить из соленого теста, используя знакомые приемы лепки; закрепить умение пользоваться стекой.
• Развивающие:
Развивать умения участвовать в диалоге. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление. Развивать мелкую и общую моторики.
• Воспитательные:
воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
Рассматривание колосков пшеницы, ржи, ячменя, овса и других зерновых культур.
Разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, пословиц о хлебе, о труде. Загадывание загадок.
Чтение русской народной сказки «Колосок»; белорусской народной сказки «Легкий хлеб» в обработке Е. Благининой; сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»; главы «Отцовское поле» из одноимённой книги В. Крупина.
Материалы и оборудование:
картинки, иллюстрации, колоски пшеницы, соленое тесто в пакетиках, вода в баночках, кисточки, стеки, дощечки, свежеиспеченные пироги.
Используемая литература:
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж, ТЦ Учитель, 2004.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., Просвещение, 1984.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М., Просвещение, 1987.
4. Даль В. И. Пословицы русского народа. М., ННН, 2003.
5. Хананова И. Н. Солёное тесто. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
6. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе. Конспекты занятий. УЦ Перспектива, Москва 2009г.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы будем сегодня говорить.
Загадка: Он бывает с толокном
С рисом, мясом и пшеном
С вишней сладкою бывает
В печь его сперва сажают
А как выйдет он оттуда
То кладут его на блюдо
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят (пирог)
Дети: - Это пирог.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о пирогах.
2. Рассказ воспитателя о пирогах на Руси.
Воспитатель:
Пироги любили и любят многие люди. Есть такая пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Воспитатель:
- А вы любите пироги?
Дети: Да.
Воспитатель:
- Что такое пирог?
Дети: -Это хлеб.
Пироги очень любили на Руси. Ни одно торжество не обходилось без пирогов. Само слово «пирог» произошло от слова «пир».
В день именин было принято печь пироги и рассылать их родным и близким как приглашение на праздник. Тот, кто приносил пирог говорил : «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать».
На именины был обычай печь пироги имениннику с начинкой. Пирог полагалось разломить над головой именинника. Была такая примета: чем больше начинки останется на голове, тем богаче будет именинник. Гости приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».
3. Грамматическое упражнение «Пирожки с начинкой» (образование относительных прилагательных).
Воспитатель:
- Давайте посмотрим на наборное полотно и узнаем, с чем бывают пироги.
(На наборном полотне выставлены карточки с изображением пирогов с разной начинкой. Каждый ребенок берёт один пирог и составляет предложение.)
Дети:
Я испекла капустный пирог.
Я испек малиновый пирог.
Я испек грибной пирог.
Я испек рыбный пирог.
Я испек мясной пирог.
Я испекла земляничный пирог, и т. д.
4. Упражнение на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Пекарь».
Воспитатель:
Сейчас в магазине можно купить хлеба сколько потребуется. Ребята, назовите, пожалуйста, хлебобулочные изделия какие вы знаете.
Дети: Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торты и др.
Воспитатель: Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине! Все они очень аппетитные и вкусные. Посмотрите сюда, ( к магнитной доске прикреплены: картинка изображающая профессию пекаря, и картинки с различными хлебобулочными изделиями) и скажите кто печет все эти изделия?
Дети:
-Это пекарь.
Воспитатель:
-Правильно, давайте вспомним, как пекарь выпекает из муки хлеб, ватрушки, булочки.
Дети:
Пекарь, пекарь, из муки испеки нам колобки.
(выполняют круговые движения ладонями - имитация скатывания колобка)
Да сушки - Ванюшке,
Да баранки - Танюшке,
Да бублики - Мишке.
Да калачи - Маришке.
(поочередно соединяют большие пальцы обеих рук с остальными пальцами – упражнение «колечки).
5. Беседа о хлебе и труде хлеборобов.
Воспитатель :
Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: «Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, так и стол - доска». Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы?
Дети: «Хлеб - всему голова», «Худой обед, коль хлеба нет», «Будет хлеб - будет и обед», «Голодной куме хлеб на уме», «Хлеб да вода – молодецкая еда», «Летний день год кормит», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» и др.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а знаете ли вы, как надо относиться к хлебу?
Дети: Надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать хлеб, Он прошел долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине и у нас на столе.
Воспитатель: Да, хлеб требует уважения к себе. Послушайте загадку: «Золотист он и усат, в ста кармашках - сто ребят».
(Дети отгадывают загадку).
- Молодцы, отгадали - это действительно колосок. (Внести и рассмотреть колосок).
- Зернышки в колоске спрятаны, будто в кармашки, их там много и на каждом кармашке растет усик, будто оберегает зернышко.
- Ребята, а вы знаете, кто занимается выращиванием зерна на полях?
Дети: Хлебороб, агроном, тракторист, комбайнер, шофёр.
Ребенок рассказывает стихотворение «Хлеб» Я. Акима
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну.
- Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Только что убрали комбайны хлеб, а на полях уже появились тракторы - пашут, боронят. Зачем пашут? Зачем боронят? Не весна ведь на дворе, а осень! А затем пашут, затем боронят под зиму трактористы, чтобы земля под снегом была мягкая и рыхлая, чтобы набрала она на зиму и весну как можно больше талой воды.
- Лежит земля под снегом, ждёт весны, тепла, ждёт зёрен.
- И вот пришла весна. Опять вышли в поле трактора, перепахали землю. Умные машины внесли удобрения, засеяли поля зерном.
- Вскоре появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето.
- Ребята, «поможем» зернышкам вырасти, покажем, как дождик поливает урожай?
6. Физкультминутка «Дождь»
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле родной
Пьёт, пьёт, пьёт
А теплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(Руки вытянуты вперёд ладонями вниз. После первой строчки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх и снова поворачивают ладони вниз).
Воспитатель: Налились колосья, стали крепкими и тяжелыми. Появились новые заботы у хлебороба: как бы не сломились колосья и не полегли к земле…
- И вот пришло время жатвы. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время - осыплется зерно, пропадёт урожай. От комбайнов вереницей тянутся грузовики, везут зерно на элеватор. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны «золотого» хлеба!
- Потом зерно везут на мельницу, где мельник перемалывает его в муку. А уже из муки пекарь выпекает нам хлебушек. Вы знаете - каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом!
Ребенок:
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый, Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
- Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся для того, чтобы у нас всегда был хлеб на столе?
Дети: Хлебороб, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мукомол, пекарь, кондитер и др.
Воспитатель: Действительно, длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Как много рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом и попал к нам на стол!
- Ребята, самый вкусный хлеб получится, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь дома?
(Ответы детей).
- А вы им помогали? (рассказы детей).
7. Пирог (гимнастика для кистей)
Мы спросили нашу печь:
Что сегодня нам испечь? Руки, вытянутые вперёд, сжимают и разжимают пальцы
Печку мы спросили,
Тесто замесили.
«замешиваем» тесто
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали, - не устали,
«раскатываем» тесто
Начинили творожком
И назвали пирожком!
«лепим пирожки»
Ну-ка, печка, ну – ка, печка,
Дай творожничку местечко!
«сажаем» пирог в печку.
8. Лепка из соленого теста
Воспитатель: А сейчас мы засучим рукава и замесим тесто (дети имитируют замес теста). Вот тесто и готово. Только мы будем лепить из соленого теста. Изделия из него долго хранятся, но есть его нельзя. Они используются, как декоративные украшения. Мы слепим хлебобулочные изделия для игры в «Магазин».
- Ребята, приёмы лепки из теста те же, что и для лепки из пластилина. Но есть сложности - поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому её надо смачивать водой при помочи кисточки, чтобы детали лучше склеивались, тоже смачивайте их водой перед тем, как соединить.
- А сейчас каждый из вас подумает, что он хочет вылепить из теста. Вспомните, что продается в магазинах, что мы раньше рассматривали. Может вы придумаете свой, оригинальный пирог? Приступайте, пожалуйста, к работе…
Во время работы помогаю детям, подсказываю приемы лепки.
9. Итог
- Сегодня вы узнали о длинном пути хлеба от поля до стола, от зёрнышка до пирога. Сами изготовили «хлебобулочные изделия». - На этом наше занятие подошло к концу.